Теоретические основы изучаемой проблемы. Волевые качества личности старшего дошкольного возраста
Страница 2

Психология » Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста » Теоретические основы изучаемой проблемы. Волевые качества личности старшего дошкольного возраста

Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:

— постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;

— поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;

— постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;

— создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.

Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального.

Главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности. Психологи советуют использовать наставление ребенка в волевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно с правилами-запретами, когда игроку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их.

В младшем и старшем дошкольном возрасте возможны проявления капризов и упрямства.

Каприз — быстротечные несправедливые желания, проявления неоправданного неудовлетворения.

Такие немотивированные желания возникают спонтанно, сопровождаясь общим неудовлетворением, волнением, которое по большей части не могут объяснить ни родители, ни ребенок. Капризы могут быть пассивными (не предусматривают конкретных желаний) и активными (ребенок предъявляет определенные требования, добивается их выполнения). Они могут быть вызваны быстрой утомляемостью, недомоганием или неправильным воспитанием, нарушениями в организации жизни детей. Ребенок капризничает, когда взрослый по различным причинам не выполняет обещанного, игнорирует его интересы и потребности. Предотвратить это можно благодаря четкой организации режима дня, устранению лишних раздражителей во время сна, приема еды, рациональном дозировании его впечатлений и получаемых знаний, формированию способности к внутреннему торможению.

Часто родители каприз не отличают от упрямства, поскольку в их внешних проявлениях есть много общего, хоть причины, что их порождают, разные.

Упрямство — сознательная попытка ребенка выполнять свои несправедливые желания.

Ребенок видит, что ошибается, осознает свою неправоту, но из-за упрямства не хочет выполнять то, что нужно. Причиной этого могут быть посягательство на его самостоятельность со стороны взрослых, пораженное самолюбие, недостаточно развитые волевые качества. Для избегания таких проявлений необходимо создать условия, в которых ребенок сам осознавал бы свою неправоту, беспочвенность своих требований.

Проявляя каприз или упрямство, ребенок громко плачет, топает ногами, ложится на пол, разбрасывает игрушки, создает беспорядок в комнате, не считается со справедливыми требованиями и предложениями взрослого, демонстративно "замыкается в себе", отстраненно реагирует на то, что происходит вокруг него. Чаще всего это вызвано нервной перегрузкой и физическим переутомлением, избыточным количеством впечатлений, изменением привычного порядка жизни семьи и режима деятельности ребенка. Подобным бывает поведение и в начальном периоде заболевания, когда главные симптомы болезни еще ярко не выражены, и во время выздоровления. Во всех этих ситуациях проявления каприза и негативизма являются эпизодическими. Для предотвращения их по большей части хватает устранения этих причин.

Стойкие проявления негативизмов поведения являются следствием недостаточного воспитания, неправильного взаимодействия взрослых с ребенком. Упрямство чаще всего возникает там, где взрослые слишком требовательны, ожидают от детей немедленного и безусловного подчинения, не учитывая их возрастные возможности и интересы, не объясняя своих требований. Как правило, такие требования взрослых бывают немотивированными, высказываются раздраженно. Это порождает соответствующее поведение ребенка, которое является своеобразной защитной реакцией на конфликты, вызванные его несостоятельностью выполнять непосильные требования взрослого. Если, например, ребенка ругают за то, что он не выполнил непосильного для него задания, в следующий раз он вообще будет отказываться его выполнять. По утверждению психофизиологов, упрямство предопределено биологическими особенностями функционирования нервной системы, которые могут быть последствиями родильных травм, асфиксии (патологическое состояние, вызванное недостатком кислорода, нагромождением углекислого газа в крови и тканях организма) новорожденных, перенесенных матерью в период беременности или ребенком в раннем возрасте инфекций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Работа психолога с родителями и семьёй ребёнка
Методики диагностики детско-родительских отношений "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с ...

Исследование Я-концепции и личностных особенностей детей вынужденных переселенцев. Условия, в которых происходят адаптационные процессы у вынужденных переселенцев и членов их семей
Миграционное поведение переселенцев в своей основе имеет определенный мотив, направляющий его: переселенец желает получить равноправие с коренными жителями, тем самым, подводя базу под право на собственность, право на работу, отдых, образование, жилье и другие социальные блага. На этом правовом поле существенно пересекаются, если не ста ...

Проблема: конфликт на работе.
Счастлив тот человек, который не испытывает ужасного чувства загнанности при одной только мысли о предстоящем рабочем дне. Некоторые люди теряют аппетит и сон, перестают получать радость от любимого дела. И причиной тому напряжение на работе. Такое чувство недавно посетило и меня. Я мечтала работать по специальности, получать профессио ...