Психологическая характеристика процес­суального этапа педагогической деятельности
Страница 3

Психология » Психолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подростка » Психологическая характеристика процес­суального этапа педагогической деятельности

Рефлексивно-манипулятивный стиль (3%): эгоистическая направленность личности, высокая потребность в достижении успеха, подчеркнутая требовательность, хорошо маскируемое самолюбие;

высокое развитие коммуникативных умений и гибкое использование с целью скрытого управления окружающими;

хорошее знание сильных и слабых сторон учащихся в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью;

значительная степень рефлексии, высокая самооценка.

Авторитарно-монологический стиль (25%):

стремление к доминированию, ориентация на "воспитание - принуждение", преобладание дисциплинарных приемов над организующими; эгоцентризм, требование согласия при игнорировании точки зрения, позиции самих учащихся, нетерпимость к возражениям и ошибкам, недостаток педагогического такта и агрессивность; субъективизм в оценках, жесткая их поляризация;

ригидность, ориентация па репродуктивную деятельность;

стереотипизация педагогических воздействий; низкая сензитивиость и рефлексия, высокая самооценка.

Конфликтный стиль (7%):

непринятие общения и своей профессиональной роли, педагогический пессимизм, раздраженно-импульсивное отвержение учащихся, жалобы на их враждебность и "неисправимость", стремление свести общение с ними к минимуму и проявление агрессии при невозможности его избежать;

• эмоциональные "срывы", инфантильное возложение ответственности за неудачи в общении на учащихся или на "объективные" обстоятельства, низкая самооценка и слабый самоконтроль.

По мере убывания организующих возможностей психологическому воздействию личностно-формирующего потенциала, автор этой классификации распределяет их в следующей последовательности: доверительно-диалогический стиль, альтруистический, рефлексивно-манипулятивный, конформный, пассивно-индифферентный, авторитарно-мо­нологический, конфликтный стиль.

Каждый стиль педагогического общения соответствует определенным социально-психологическим типам личности, так например, гармоничному типу личности - доверительно-диалогический стиль, сензитивному и интровертивно-му типам личности - альтруистический, доминирующему типу личности - рефлексивно-манипулятивный и авторитарно-монологический, инфантильному - пассивно-индифферентный, конформному типу личности - конформный стиль и тревожному типу личности - конфликт­ный стиль общения.

Таким образом, индивидуальный стиль общения педагога предопределяется индивидуальными и личностными особенностями ранее сформированного типа характера, а также, как считает А.К. Маркова, сформировавшимися у учителя коммуникативными умениями, среди которых она выделяет две группы.

Первая группа умений - это приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач, из которых самым главным является создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.

Вторая группа умений включает в себя приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К таким приемам относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика; умение интерпретировать и "читать" его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); умение встать на точку зрения ученика; умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку; владение средствами, усиливающими воздействие (риторическими приемами); преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплинирующими; преобладание рассудительно-демократического стиля руководства; умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Страницы: 1 2 3 


Вывод
В ходе изучения литературы и написания контрольной работы было выявлено, что воспитание нравственных навыков – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окру ...

Самосознание, как фактор психического развития и личностного становления ребенка. Самосознание и его место в психической жизни
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева (3), Л.И. Божович (6), А.Н. Леонтьева (16), С.Л. Рубинштейна (26), И.И. Чесноковой (38), В.В. Столина (34), А.Г. Спиркина (32) в общетеоретическом и методологиче ...

0заимодействие студентов со своим окружением
Студенческая пора в жизни каждого человека во многих случаях совпадает с юношеским периодом жизни. Юношество молодость – это самый активный период в жизни человека: учеба, работа, создание семьи требует от молодых людей концентрации его всех умственных, физических и психологических возможностей. В этот период происходит полное формирова ...