Коммуникативная деятельность предъявляет высокие требования к потребности у педагога к общению, владению им педагогическим тактом, педагогической импровизацией, умением применять разные средства психологического воздействия. В связи с этим возникает проблема педагогического общения и выработки индивидуального стиля коммуникативной деятельности. В процессе педагогического общения педагог выполняет пять функций как отмечает Л.М. Митина: информационную, социально-перцептивную, презентативную, интерактивную, аффективную, что приводит неизбежно к становлению определенного типичного для него стиля поведения.2
Однако те или иные стили поведения предопределяются и детерминированы личностными особенностями характера педагога. Поэтому из большого количества предлагаемых отечественными и зарубежными психологами стилей общения и классификаций (В.С. Мерлин, Е.А. Климов, КМ. Гуревич, Р.Ф. Ломов, В.П. Симонов, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, С.А. Шеин, Г.А. Ковалев, С.Л. Братченко, К. Левин, М. Тален, Т. Гуд) мы выбрали подход С.А. Шеина, который подчеркивает важность коммуникативных установок педагога, построенных на двух противоположных линиях поведения, монологизированном и диалогизированном.'
К наиболее типичным характеристикам педагогического общения С.А. Шеин отнес 7 стилей общения, отличающихся как по своему психологическому содержанию, так и по своей распространенности среди педагогов-практиков. Рассмотрим эти стили и их характерные черты.
Доверительно-диалогический стиль характерен для 29% учителей, которые проявляют следующие личностные свойства:
• активность, контактность и высокая эффективность общения;
• педагогический оптимизм, опора на позитивный потенциал личности учащегося и детского коллектива, сочетание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности учащихся;
■ уверенная открытость, искренность и естественность в общении;
■ бескорыстная отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству;
• индивидуальный подход в решении педагогических ситуаций, углубленное и адекватное восприятие и понимание поведения учащихся, их личностной проблематики, учет полимотивированности их поступков;
• целостное воздействие на личность и ее ценностно-смысловые позиции, передача опыта как пережитого знания;
• высокая импровизационность в общении, готовность к новизне, ориентация на дискуссию, на обсуждение;
• стремление к собственному профессиональному и личностному росту;
• достаточно высокая и адекватная самооценка;
• развитое чувство юмора.
Альтруистический стиль (б%):
• подчинение себя задачам профессиональной деятельности, полная самоотдача работе и ученикам в сочетании с недоверием к их самостоятельности, подмена их усилий собственной активностью, формирование у учащихся зависимости ("порабощение с благими намерениями"); потребность в эмоциональной близости (иногда как компенсация одиночества в личной жизни), отзывчивость и даже жертвенность в сочетании с безразличием к пониманию себя со стороны учащихся;
отсутствие стремления к собственному личностному росту, низкая степень рефлексии собственного поведения.
Конформный стиль (4%):
поверхностное, депроолематизированное и бесконфликтное общение с недостаточно четко определенными педагогическими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реагирование на изменение ситуации; отсутствие стремления к углубленному пониманию учащихся, подмена его ориентацией на некритическое "согласие" (иногда - сведение необходимой дистанции до минимума, панибратство), внешняя формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности;
ориентация на репродуктивную деятельность, стремление соответствовать стандартам ("быть не хуже других");
уступчивость, неуверенность, недостаток требовательности, инициативы; лабильная или низкая самооценка.
Пассивно-индифферентный стиль (10%): холодная отстраненность, предельная сдержанность, подчеркнутая дистантность, ориентация на поверхностное ролевое общение; отсутствие потребности в эмоциональной включенности в общение, замкнутость; безразличие к учащимся и низкая ссизитивность к их состоянию ("эмоциональная глухота"); высокая самооценка в сочетании со скрытой неудовлетворенностью процессом общения.
Традиционная структура психологии этноса
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического развития этноса, долгое время сохраняются и закрепляются в психологических особенностях отдельных людей, они относятся к статическим, устойчивым ...
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи
эмоционального интеллекта и тревоги. Понятие эмоций в психологических исследованиях
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия.
Довольно странно, что такая актуальная тема больше века оставалась в тени развития. Исследователи человеческой природы еще до появления научных данных, понимали важность эмоций для самосознания человека и его социальных отношений. Однако психология игнорировала эмоции фа ...
Фрустрация
Фрустрация – «психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели» [11; 381]. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности, уходом от трудной ситуации (в том числе переносом действий в воображаемый план), снижением сложности поведения (иногда до уровня глуб ...