Психологическая характеристика процес­суального этапа педагогической деятельности
Страница 2

Психология » Психолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подростка » Психологическая характеристика процес­суального этапа педагогической деятельности

Коммуникативная деятельность предъявляет высокие требования к потребности у педагога к общению, владению им педагогическим тактом, педагогической импровизацией, умением применять разные средства психологического воздействия. В связи с этим возникает проблема педагогического общения и выработки индивидуального стиля коммуникативной деятельности. В процессе педагогического общения педагог выполняет пять функций как отмечает Л.М. Митина: ин­формационную, социально-перцептивную, презентативную, интерактивную, аффективную, что приводит неизбежно к становлению определенного типичного для него стиля поведения.2

Однако те или иные стили поведения предопределяются и детерминированы личностными особенностями характера педагога. Поэтому из большого количества предлагаемых отечественными и зарубежными психологами стилей общения и классификаций (В.С. Мерлин, Е.А. Климов, КМ. Гуревич, Р.Ф. Ломов, В.П. Симонов, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, С.А. Шеин, Г.А. Ковалев, С.Л. Братченко, К. Левин, М. Тален, Т. Гуд) мы выбрали подход С.А. Шеина, который подчеркивает важность коммуникативных установок педагога, построенных на двух противоположных линиях поведения, монологизированном и диалогизированном.'

К наиболее типичным характеристикам педагогического общения С.А. Шеин отнес 7 стилей общения, отличающихся как по своему психоло­гическому содержанию, так и по своей распространенности среди педагогов-практиков. Рассмотрим эти стили и их характерные черты.

Доверительно-диалогический стиль характерен для 29% учителей, которые проявляют следующие личностные свойства:

• активность, контактность и высокая эффективность общения;

• педагогический оптимизм, опора на позитивный потенциал личности учащегося и детского коллектива, сочетание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности учащихся;

■ уверенная открытость, искренность и естественность в общении;

■ бескорыстная отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству;

• индивидуальный подход в решении педагогических ситуаций, углубленное и адекватное восприятие и понимание поведения учащихся, их личностной проблематики, учет полимотивированности их поступков;

• целостное воздействие на личность и ее ценностно-смысловые позиции, передача опыта как пережитого знания;

• высокая импровизационность в общении, готовность к новизне, ориентация на дискуссию, на обсуждение;

• стремление к собственному профессиональному и личностному росту;

• достаточно высокая и адекватная самооценка;

• развитое чувство юмора.

Альтруистический стиль (б%):

• подчинение себя задачам профессиональной деятельности, полная самоотдача работе и ученикам в сочетании с недоверием к их самостоятельности, подмена их усилий собственной активностью, формирование у учащихся зависимости ("порабощение с благими намерениями"); потребность в эмоциональной близости (иногда как компенсация одиночества в личной жизни), отзывчивость и даже жертвенность в сочетании с безразличием к пониманию себя со стороны учащихся;

отсутствие стремления к собственному личностному росту, низкая степень рефлексии собственного поведения.

Конформный стиль (4%):

поверхностное, депроолематизированное и бесконфликтное общение с недостаточно четко определенными педагогическими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реагирование на изменение ситуации; отсутствие стремления к углубленному пониманию учащихся, подмена его ориентацией на некритическое "согласие" (иногда - сведение необходимой дистанции до минимума, панибратство), внешняя формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности;

ориентация на репродуктивную деятельность, стремление соответствовать стандартам ("быть не хуже других");

уступчивость, неуверенность, недостаток требовательности, инициативы; лабильная или низкая самооценка.

Пассивно-индифферентный стиль (10%): холодная отстраненность, предельная сдержанность, подчеркнутая дистантность, ориентация на поверхностное ролевое общение; отсутствие потребности в эмоциональной включенности в общение, замкнутость; безразличие к учащимся и низкая ссизитивность к их состоянию ("эмоциональная глухота"); высокая самооценка в сочетании со скрытой неудовлетворенностью процессом общения.

Страницы: 1 2 3


Мужчины не любят слушать критику в свой адрес
Проиграть в шахматы начальнику - это чистый выигрыш. (Веселин Георгиев) Терять авторитет не нравится никому. Но мужчины особенно не любят этого, а если все же и попадают в ситуацию, когда их репутация оказывается под угрозой, переживают ее гораздо тяжелее, чем женщины. Женщины воспитываются в атмосфере принижения своих достоинств ради ...

Тенденции развития общества, общественного производства и представлений о субъекте труда
С развитием производства и общества изменяются и представления предпринимателей и ученых о человеке-деятеле в трудовых процессах, в частности, и социальном управлении активностью человека в целом. Социальные стереотипы менеджмента, характерные для разных стадий развития общества, одним из первых выделил Д. Мак-Грегор (теории «X» и «К») ...

Формируем адекватную самооценку
Характеристика фиксирует не только оценку аттестуемого, но и черты личности ее автора. (В.К. Тарасов) Как Вы представляете себе человека, который теряет свои силы и энергию во время работы? Уверенный, сильный и хорошо организованный? Конечно, нет! Скорее это неуверенный в себе человек. Однако чем более Вы уверены в себе, в своих силах, ...