Арт-терапевтические методы психокоррекции в дошкольном возрасте
Страница 4

Психология » Детская практическая психология » Арт-терапевтические методы психокоррекции в дошкольном возрасте

Таким образом, психогимнастика примыкает к психокоррекционньм методикам, задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Имаготерапия

Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса (И.Е. Вольпер, Н.С. Говоров, 1973). Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. В соответствии с этим задачами имаготерапии являются:

• укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;

• воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я »;

• развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;

• тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;

• создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.

Достижение психокоррекционного эффекта в индивидуальной и групповой имаготерапии обеспечивается путем развития и обогащения личности. Для этого используется (в различной степени и на paзных этапах имаготерапии) творческая активность личности.

По своей организации имаготерапия может проводиться в разных формах:

• индивидуальной (использование пересказа прозаического произведения; переход рассказа в заранее запланированный психологом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию, импровизационный диалог по заданной ситуации в «режиссерской игре» с персонажами в «театре» на столе или на ширме);

• групповой (драматизация народной, авторской сказки, где пациент исполняет «лечебный» образ персонажа, театрализация специально составленного для него рассказа, инсценирование фрагмента классической или современной пьесы).

Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию, психодраму.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать. Для этого сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным. Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, дo такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму — расслабление, катарсис. В групповой форме имаготерапии выделяется — образно-ролевая драматерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Роль — «лечебный образ» — подбирается с учетом индивидуальных, конструктивных форм общения. Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Правильный подбор образов обеспечивает предварительная психолого-педагогическая диагностика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Индивидуализация темы
Задача - значимость индивидуального опыта - это расширение границ самопознания. Если в классе создана доверительная атмосфера, то дети начинают уходить от обсуждения общей темы и переходить к собственным, волнующим их проблемам: ссоре их с родителями, неудавшейся любви, потерянной дружбе, проблемам в школе и т.п. В этих случаях необход ...

Виды игр и другие формы деятельности дошкольника
Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные. Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что происходит не с другими люд ...

Сравнительный анализ клептомании и других зависимостей:
Если сравнивать инстинкт внутреннего побуждения клептомании и лудомании (зависимость к азартным играм), то выявляются общие корни, их питает инстинкт самосохранения. Известно, что крайняя форма нарушения инстинкта самосохранения - суицидомания, которая в более лёгких вариантах известна как стремление к удовольствию, связанному с риском ...