Арт-терапевтические методы психокоррекции в дошкольном возрасте
Страница 5

Психология » Детская практическая психология » Арт-терапевтические методы психокоррекции в дошкольном возрасте

Образно-ролевая драмотерапия помогает решать различные проблемные ситуации. Например, при коррекции сниженной учебной мотивации у детей может использоваться игра в «школу зверей», где дети исполняют роли учеников и учителя. В составе репертуара могут быть как специально составленные сюжеты, так и известные сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстого, Е.Л. Шварца и др. У нас недорого спортивное питание протеин по выгодным ценам.

Другим видом театрализации психотерапевтического процесса является психодрама. Ее основателем является известный психолог, психотерапевт Дж. Морено (1892-1972). Сущность психодрамы: состоит в том, что «актеры»-пациенты играют не готовые роли, а свободно под руководством психолога, психотерапевта разыгрывают импровизацию на тему проблемной, травмирующей ситуации. При этом «актеры» и «зрители» меняются местами в процессе повторения импровизации. Результатом психодрамы является катарсис, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, переработка травмирующей ситуации, при этом катарсис распространяется как на «актеров», так и на «зрителей» психодрамы.

Изотерапия

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В.Е. Фолке, Т.В. Келлер; Р.Б. Хайкин, 1977, М.Е. Бурно) выделяют направления этого метода:

• использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;

• побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике в специальной психологии. Применение изотерапии в психологии в большей мере обусловлено коррекционно-профилактическими задачами. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Рисуночная терапия, как указывает О.А. Карабанова, рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

В связи с этим важной и ответственной задачей для психолога, проводящего изотерапию, является задача разделения в детском рисунке тех его особенностей, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенностями рисунка, отражающими личностные характеристики, с другой.

Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, О.А. Карабанова определяет три принципиальных ее отличиях от учебных уроков рисования.

Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия – это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования — овладение средствами и техниками изображения. Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка). На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребенком системой изобразительных средств. Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном (дидактическом) и терапевтическом рисовании. На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребенку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребенком. В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Влияние гендера на изменение эмоционального состояния под воздействием запахов
Изучением гендера занимались Н. И. Абубакирова, И. С. Кон, С. П. Елшанский, В. В. Максимов, И. А. Жеребкина, Л. Н. Собчик, И. Чикунова и другие. Наиболее изучены половые различия в восприятии запахов. Показано, что пороги восприятия запахов у женщин ниже, чем у мужчин. Различия эмоциональной оценки запахов у мужчин и женщин относятся к ...

Иерархия потребностей
Абрахам Маслоу [Maslow, 1968, 1987] полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояние полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучше ...

Адаптация мигрантов к новым социокультурным условиям, возрастные особенности данного вида адаптации
В условиях перемещения из одной социокультурной среды в другую возникает необходимость адаптироваться к новым условиям жизни, причем успешность такой адаптации зависит от многих факторов. Выделяют несколько видов миграций (29, 57-59): Переселенцы – покидают родину навсегда; визитеры (дипломаты, шпионы, деловые люди и студенты) длительно ...