Основы процесса обучения и воспитания младших школьников
Страница 7

Группы учащихся могут различаться по:

типу работы, то есть одна группа проектирует, другая проводит исследование, третья решает проблему;

теме работы;

уровню сложности задания с учетом развития учащихся.

Если задания для всех групп одинаковы, то чаще всего учащиеся воспринимают это как ситуацию соревнования групп. Залогом успешного использования групповой формы работы может стать жесткий регламент времени, особая четкость и внятность операционных команд, отдаваемых преподавателем.

Четвертым условием появления субъекта в учебной деятельности является способность ученика контролировать свои действия, то есть рефлексия за собственной деятельностью. Именно рефлексия способствует развитию личности ребенка. «Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя…» [1, с. 132].

Совершенствование человека происходит, когда он ясно представляет свои возможности, видит свою ограниченность и пробелы в знаниях, а это может произойти, если он владеет самоконтролем. В.В. Давыдов выделяет три основы существования рефлексии: деятельность, мышление, которые проявляется в отражении общих способов действий, понятий, предметного действия, а также коммуникацию, кооперацию субъекта учебной деятельности со сверстниками, совместно решающими учебную задачу. Рефлексия в этом случае способствует координации позиций, проявлению инициативы в сотрудничестве. Самосознание характеризует переход ребенка от неумелости к умению, от незнания к знанию, происходит «выращивание внутренней рефлексии», что и ведет к самоизменению, самосовершенствованию личности.

Пусковым механизмом учебной деятельности учащихся является рефлексия, которая позволяет школьникам, с одной стороны, обнаружить и установить границы своего незнания, а с другой – учит раздвигать границы своих возможностей в области мышления и деятельности, тем самым изменять себя. Рефлексия помогает младшему школьнику обнаружить дефицит знаний, что ведет к постановке учебной задачи, так как освоенный способ решения большого круга задач уже не действует.

Таким образом, учебная задача помогает изменить самого субъекта. Это заключается в овладении определенными способами действия. Учебная задача не навязывается учащимся, при наличии рефлексии у них возникает потребность либо принять задачу, предложенную учителем, либо сформировать ее самим. Овладение способами действия требует, в свою очередь, аналитического мышления, которое формируется при решении каждой задачи. Ответ на ее решение есть овладение теоретическим понятием. Найденный способ решения учебных задач рефлексируется, то есть идет оценка и контроль усвоенного способа.

Именно рефлексия помогает субъекту учебной деятельности эффективно формировать желание и умение учиться, обнаруживать «белое пятно» в своих знаниях, что и способствует его изменению в процессе обучения. Рефлексия младшего школьника, будучи органической составной частью его умственного и психического развития, связана со всей многогранной деятельностью личности и является своеобразным показателем его активности как субъекта учебной деятельности. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес ученика как традиционный метод воздействия, одновременно снимает и слепое послушание школьника взрослому, зато усиливает роль этикета во взаимоотношениях «учитель – ученик», приближает стиль и формы общения к этическим нормам современной культуры.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Как избежать зависти?
Лучше быть предметом зависти, чем сострадания. (Геродот) Если Вам завидуют, то Вы, очевидно, успешный человек. Конкуренция вызывает зависть, которая возникает у женщин, несомненно, чаще, чем у мужчин. Зависть действует как приступ лихорадки и как яд. Зависть возбуждает эмоции. Женщины, подвергнувшиеся зависти, действуют враждебно. Так ...

Теории и законы памяти
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представи­тели разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибер­нетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопро­сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий 'и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, р ...

Готовность к выполнению функций руководителя
Предприниматель, открывающий предприятие в сфере малого бизнеса, должен быть готов к тому, что ему придется в той или иной форме выполнять функции руководителя по отношению к его сотрудникам, даже если их не более двух-трех человек, и все они – близкие родственники. Может показаться, что совместная работа с членами семьи избавит от необ ...