Криминальная психология: психология преступного деяния, феномен преступных групп, психология несовершеннолетних (преступников)
Страница 3

Психология » Предмет, задачи и структура юридической психологии » Криминальная психология: психология преступного деяния, феномен преступных групп, психология несовершеннолетних (преступников)

-более или менее четкая постановка цели (ради чего);

-выбор объекта удовлетворения интереса;

-определение средств достижения цели;

-при этом каждый выбор связан с принятием решений, которые все более конкретизируются по мере развития событий.

Какие факторы или обстоятельства влияют на то, что именно данный вариант поведения будет избран преступником? Очевидно, что они могут быть субъективными и объективными. Среди объективных обстоятельств два основные - это степень трудности и степень безопасности. Среди субъективных, например, можно отметить умения (навыки) преступника и привычные стереотипы поведения. Важны различные психологические и психофизиологические особенности личности (склонность к риску, импульсивность и т.д.).

Но (!) все-таки многие решения оказываются неадекватными действительным ситуациям. И главная причина, как показывает практика, в том, что реальные препятствия на пути к достижению преступного результата недооцениваются. Это находит отражение в т.н. феномене мнимой транзитивности

, когда условия для совершения преступления кажутся оптимальными или достаточными.

Этап совершения преступления включает не только преступное деяние, условия его совершения и результат, но также самоконтроль преступника. Важные моменты, определяющие эту стадию:

-совершение преступления как межличностное взаимодействие (прежде всего имеется в виду виктимологический аспект, а также соучастие, использование человека "в темную", ближайшее окружение);

-условия, способствующие совершению преступления (по философскому пониманию могут быть сопутствующими, необходимыми и достаточными);

-изменение преступного поведения и самоконтроль;

-самооценка и самооправдание преступника.

В процессе совершения преступного деяния наиболее ярко проявляется его специфика: импульсивное, неосторожное, предумышленное. Импульсивные преступления совершаются спонтанно, без специально сформированной цели. Здесь мотивы и цели совпадают и трансформированы в механизм установки. Эти установки, как правило, подсознательны и проявляются в поведенческих стереотипах. В общем смысле, Еникеев определяет импульсивные преступления как "замыкание" острых психических состояний индивида на конфликтные для него ситуативные обстоятельства.

Эти ситуативные обстоятельства выступают как бы пусковым механизмом малоосознанных противоправных действий.

В отношении неосторожных преступлений можно сказать, что речь прежде всего идет о ситуациях "человек - техника", например, ДТП. Еще Павловым было установлено, что однообразные, малозначимые, длительно действующие раздражители вызывают "охранительное торможение". Отсюда т.н. "дорожный гипноз", нередко становящийся причиной аварий. В целом, большинство ошибочных действий водителей связано с неоптимальной стратегией вождения автотранспорта.

Подведем итоги в отношении того, что важно четко усвоить из изложенной схемы.

Во-первых, последовательность элементов в высшей степени условна; опыт показывает, что многие из них могут меняться местами, а то и вовсе отсутствовать (явление инверсии

). Например, при планировании преступления выбор объекта иногда совпадает с выбором цели, иногда следует за нею, но может и предшествовать ей. Или постановка цели может предшествовать оценке возможностей, а проблемные ситуации, как и жизненные планы, могут вообще не иметь места.

Во-вторых, путь от "безобидных", во многом - "нейтральных" потребностей к очевидному преступлению сложен и противоречив. Индивидуальные особенности личности играют существенную роль, в результате чего решающим в этом процессе может стать почти любое звено: интересы, возможности, цели, средства и т.д. Замечу лишь одно, принимая окончательное решение, человек, как правило, становится как бы "связан" им и, тогда преступление почти неизбежно.

Эти рассуждения приводят нас к философскому вопросу о свободе воли преступника (притча о буридановом осле (!)). Поведение человека (в том числе и преступника) вероятностно (статистически) детерминировано, но в число детерминант входит и оценка им самим актуальной и потенциальной ситуации, в которой совершается выбор. Свобода воли существует как более или менее ограниченная обстоятельствами и особенностями личности возможность этого выбора, возможность, всегда потенциально присутствующая. Если внешнее воздействие настолько сильно, что оно лишает субъекта такой возможности, то мы говорим об отсутствии вины, исключающем ответственность. А если этому выбору препятствуют внутренние личностные причины, то скорее всего налицо невменяемость субъекта.

Таким образом, при изучении преступления необходимо исходить из того, что этот процесс в значительной степени дифференцирован и индивидуализирован. Можно сказать, что разновидностей генезиса преступлений столько, сколько лиц, их совершающих. Это обязывает каждый раз при расследовании и судебном рассмотрении дел определять схему развития причинных связей не абстрактно, по шаблону (мотив - цель - деяние), а конкретно, с учетом особенностей личности преступника и специфики его поведения. Это, в свою очередь, необходимое следствие провозглашения принципа индивидуализации наказания и гуманизации политики современной юридической практики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Как обеспечить взаимопонимание с мужчинами
Я делаю то, чего никто бы не делал, если бы делал то, что делаю я. (Корнель Макушиньский) Всякое непонимание порождает агрессию. Чтобы обеспечить взаимопонимание с мужчинами на работе, Вам рекомендуется придерживаться двух простых, но эффективных правил: 1. Говорить просто и ясно. Если Вы хотите убедить мужчину, не забывайте о том, чт ...

Рисование с помощью трафаретов набрызг
Развивать у детей творческое воображение, фантазию, мышление. Упражнять в рисовании разными нетрадиционными способами (монотопия с помощью ниток, точечный рисунок, набрызг с помощью трафаретов, рисование по мокрому). Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, ...

План трудовой деятельности
Общепринята следующая классификация основных форм трудовой деятельности: Труд, требующий большой мышечной активности Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективе ...