Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.
Страница 4

Психология » Практический психолог и эффективность кадров » Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.

Е. А. Климов сосредоточил свое внимание на идее профессиональной относительности образа мира, которая рассматривается им в качестве частного выражения идеи групповой и индивидуальной относительности отображения объектной и субъектной реальности разными людьми.

Он считает, что образов мира столько же, сколько людей, и одним из факторов типизации этих образов, их большого или мень­шего сходства у разных людей как субъектов труда является как раз профессионально-трудовая деятельность (именно владение деятельностью обусловливает и принадлежность к профессиональной общности с характерном для нее модусом жизни, и возможность занимать определенные трудовые пос­ты — места в мире людей, возможность обретать все более высокую квалификацию, что, полагаем, должно приводить к специализации и индивидуализации образа мира у каждого профессионала) (27).

Одним словом, мы будем исходить из того, что «труд по определению всегда есть деятельность, в ходе которой про­изводится нечто, составляющее предмет потребления в об­ществе (о психологических признаках труда подробнее см.: 26 с. 61—68), то есть труд в принципе произво­дителен, в противном случае мы просто принимаем за труд какую-то иную активность человека, хотя бы и находящегося на штатном рабочем месте» (27 с.35).

Сложность изучения образа мира по мнению Климова, что «в мире профессий в качестве очень важного выступает как раз не общее, не то, что сходно у разных людей (скажем, уровень общеобразовательной или общетехнической, или общепро­фессиональной подготовки), а именно особенное и уникаль­ное (единичное)» ( там же). Поэтому обращаясь к вопросу метода, Климов признает, что текст описания профессии, повест­вующий даже, казалось бы, не собственно о профессионале, а об области приложения его сил, предметах, средствах и ус­ловиях трудовой деятельности, может служить материалом хотя бы для ориентировочных суждений о том как представ­лен мир в образах субъекта соответствующей деятельности. Условившись о выделении некоторых смысловых единиц та­кого рода текстов, можно подсчитать частоты встречаемости тех или иных из них, рассматривая это как показатель представленности в сознании профессионала соответствующих образов, идей.

Вот почему в качестве первого и простейшего метода по­лучения сведений об образе мира в разнотипных профессиях Климов прибегает к анализу профессиограмм как докумен­тов, в которых в конкретно-культурной форме зафиксирова­ны, объективированы свойства субъекта деятельности и об­ласти приложения его сил. Поскольку авторы профессио­грамм, рассматриваемых как исходный, уже «собран­ный» материал, во-первых, знают, о чем пишут (они экспер­ты в области изучения и описания профессий), и, во-вторых, не знают (не могли знать, когда писали тексты), с какой целью мы используем эти профессиограммы, то можно, до­пустить, что в нашем случае соблюдаются два полезных ме­тодических принципа:

принцип незнания «собирателем материала» общего за­мысла и гипотез исследования;

принцип использования экспертных оценок, или сужде­ний компетентных судей. Этим вторым пунктом работа Климова несколько отличается от применения метода, который иногда называют «контент-анализом», который применяется в социальной психологии (27).

Климов считает, что обращение к профессиограммам адресованным широкому читателю, есть не «измена» научному профессиоведению, а скорее методичес­кая уловка, которая, как он надеется, поможет лучше почувст­вовать и заметить особенности и перспективы совершенство­вания собственно научного психологического языка описания субъекта деятельности (там же).

Образ мира, «представление мира» это — «опорное условие психической жизни» оно «обычно не рефлексируется субъектом» (36, с.16) и связано с чувством «внутренней определенности, самоочевидности чего-либо (в том числе и самого себя), которое и является подчас единственной опорой возможности указания на его существование» (там же). Поэтому о том, что называют «об­разом мира», нельзя выспросить человека, а нужно рекон­струировать этот образ по косвенным источникам, в частнос­ти по высказываниям профессионала о каких-то дельных, с его точки зрения вещах, объектах.

Климов предлагает следующую методику анализа профессиограмм:

1. Выделить в тексте все утверждения (смысловые едини­цы, слова), так или иначе характеризующие: а) субъекта деятельности и б) то окружение (предметный и социальный «фон» — «мир», «универсум»), на котором субъект профес­сионального труда подается читателю.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


История психологии труда. История зарубежной психологии труда
Становление психологии труда датируется 1879 г., когда созданная Вильгельмом Вундтом (1832-1920) первая в мире психологическая лаборатория стала Международным центром экспериментальной психологии. Изучение отдельных психических функций В. Вундтом послужило толчком для разработки аналитического и синтетического методов исследования и пре ...

Жан Пиаже
Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходя ...

Игра как вид деятельности в старшем дошкольном возрасте
Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. "Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений". (Д.Б. Эльконин) Игровая деятельность, как основная деятельно ...