Е. А. Климов сосредоточил свое внимание на идее профессиональной относительности образа мира, которая рассматривается им в качестве частного выражения идеи групповой и индивидуальной относительности отображения объектной и субъектной реальности разными людьми.
Он считает, что образов мира столько же, сколько людей, и одним из факторов типизации этих образов, их большого или меньшего сходства у разных людей как субъектов труда является как раз профессионально-трудовая деятельность (именно владение деятельностью обусловливает и принадлежность к профессиональной общности с характерном для нее модусом жизни, и возможность занимать определенные трудовые посты — места в мире людей, возможность обретать все более высокую квалификацию, что, полагаем, должно приводить к специализации и индивидуализации образа мира у каждого профессионала) (27).
Одним словом, мы будем исходить из того, что «труд по определению всегда есть деятельность, в ходе которой производится нечто, составляющее предмет потребления в обществе (о психологических признаках труда подробнее см.: 26 с. 61—68), то есть труд в принципе производителен, в противном случае мы просто принимаем за труд какую-то иную активность человека, хотя бы и находящегося на штатном рабочем месте» (27 с.35).
Сложность изучения образа мира по мнению Климова, что «в мире профессий в качестве очень важного выступает как раз не общее, не то, что сходно у разных людей (скажем, уровень общеобразовательной или общетехнической, или общепрофессиональной подготовки), а именно особенное и уникальное (единичное)» ( там же). Поэтому обращаясь к вопросу метода, Климов признает, что текст описания профессии, повествующий даже, казалось бы, не собственно о профессионале, а об области приложения его сил, предметах, средствах и условиях трудовой деятельности, может служить материалом хотя бы для ориентировочных суждений о том как представлен мир в образах субъекта соответствующей деятельности. Условившись о выделении некоторых смысловых единиц такого рода текстов, можно подсчитать частоты встречаемости тех или иных из них, рассматривая это как показатель представленности в сознании профессионала соответствующих образов, идей.
Вот почему в качестве первого и простейшего метода получения сведений об образе мира в разнотипных профессиях Климов прибегает к анализу профессиограмм как документов, в которых в конкретно-культурной форме зафиксированы, объективированы свойства субъекта деятельности и области приложения его сил. Поскольку авторы профессиограмм, рассматриваемых как исходный, уже «собранный» материал, во-первых, знают, о чем пишут (они эксперты в области изучения и описания профессий), и, во-вторых, не знают (не могли знать, когда писали тексты), с какой целью мы используем эти профессиограммы, то можно, допустить, что в нашем случае соблюдаются два полезных методических принципа:
принцип незнания «собирателем материала» общего замысла и гипотез исследования;
принцип использования экспертных оценок, или суждений компетентных судей. Этим вторым пунктом работа Климова несколько отличается от применения метода, который иногда называют «контент-анализом», который применяется в социальной психологии (27).
Климов считает, что обращение к профессиограммам адресованным широкому читателю, есть не «измена» научному профессиоведению, а скорее методическая уловка, которая, как он надеется, поможет лучше почувствовать и заметить особенности и перспективы совершенствования собственно научного психологического языка описания субъекта деятельности (там же).
Образ мира, «представление мира» это — «опорное условие психической жизни» оно «обычно не рефлексируется субъектом» (36, с.16) и связано с чувством «внутренней определенности, самоочевидности чего-либо (в том числе и самого себя), которое и является подчас единственной опорой возможности указания на его существование» (там же). Поэтому о том, что называют «образом мира», нельзя выспросить человека, а нужно реконструировать этот образ по косвенным источникам, в частности по высказываниям профессионала о каких-то дельных, с его точки зрения вещах, объектах.
Климов предлагает следующую методику анализа профессиограмм:
1. Выделить в тексте все утверждения (смысловые единицы, слова), так или иначе характеризующие: а) субъекта деятельности и б) то окружение (предметный и социальный «фон» — «мир», «универсум»), на котором субъект профессионального труда подается читателю.
Роль руководителя в становлении коллектива
Интересное исследование динамики межличностных отношений в системе руководитель — подчиненный, проведено американскими учеными — Херси и Бланчардом[3]. В рамках этого подхода предполагается, что степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом связана с уровнем его профессиональной зрелости, т.е. по мер ...
Методика диагностирования уровня развития внимания
Психодиагностика свойств внимания детей 6–7 летнего возраста должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку ...
Психология поведения предпринимателя
Предпринимательское поведение является социально-экономическим.
Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и дух ...