Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.
Страница 2

Психология » Практический психолог и эффективность кадров » Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.

Поле представления – это оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выраженное богатство содержания, наличествуют образные и смысловые свойства представлений (42, с.16). Содержание поля представлений является характерным для определенных социальных групп. Для операционализации понятия поля представлений Московиси предлагает модель фигуративного ядра (схемы) представлений.

Установка в концепции Московиси в соответствии с общепринятым употреблением термина выражает общее (позитивное или негативное) отношение субъекта к объекту представления. В процессе разработки понятия социального представления установка заняла место одного из измерений представлений, отражающего готовность субъекта представления высказать то или иное суждение. В отличие от первых двух измерений, установка может существовать, и, как правило, существует при недостаточной информированности и нечеткости поля представления.

Д. Жоделе выделил шесть подходов в современных исследованиях социальных представлений.

Первый, при котором в центре внимания находится чисто когнитивная деятельность субъекта по построению представления, и исследуются два измерения: контекстуальное (влияние ситуации) и групповая идентификация.

Второй занимается процессом образования смысла, который вкладывается субъектом в представление, и заимствуется им из культуры.

Третий изучает представления как форму дискурса, элемент коммуникации, общения.

Четвертый занят влиянием практического опыта субъекта на формирование представления: его социального положения, институциональных норм.

Пятый изучает взаимодействие социальных групп и межгрупповых отношений, динамику изменения представлений в межгрупповых отношениях.

Шестой, наиболее близкий к социологии, рассматривает социальные представления как продукт господствующей идеологии (54, с.142-167).

Общая методологическая и социально-философская переориентировка западноевропейской психологической науки, которая привела к возникновению концепции социальных представлений, сказалась также на выборе и оценке методов исследования.

По канонам традиционной «идеологии применения» и гипотетико-дедуктивного подхода прикладное социально-психологическое исследование всегда опиралось на гипотезу, проверенную в лабораторном номологическом эксперименте. Остальные средства проверки гипотез рассматривались при этом как второстепенные по причине их недостаточной научной корректности.

В Западной Европе эти представления были подвергнуты решительному пересмотру, который шел по двум взаимосвязанным линиям – снижению ригоризма (жесткости) методов и их феноменологизации (54, с.327). Результатом этих тенденций явилось повышение роли наблюдения, новый подход к функциям лабораторного эксперимента, обращение к опыту повседневной жизни. В целом, методический инструментарий, используемый сторонниками концепции социальных представлений, характеризуется широким использованием феноменологических методов.

Содержание представлений, изучавшихся в рамках концепции социальных представлений, было разнообразным: их объектом выступали научные теории и культура в целом, болезнь и здоровье, женщина и ребенок, детство, задача и партнер во внутригрупповом взаимодействии и т.д. По мнению Ж.Абрика, перспективы концепции широки и составляют несколько линий: теоретические исследования роли социальных представлений в групповой активности, изучение социальных представлений об отдельных социальных объектах, выявление значения представлений в трудовой деятельности.

На сегодняшний день концепция социальных представлений обладает богатым теоретическим и экспериментальным материалом, в основном сводящимся к изучению представлений об отдельных объектах. Так, по мнению А.И. Донцова и Т.П. Емельяновой, концепция социальных представлений «…хотя и претендует порой на глобальные обобщения, в сущности представляет собой конкретные объяснительные модели, отражающие определенный подход к явлению или их классу» (14, с.10).

В нашей стране исследования в рамках концепции социальных представлений проводились в гораздо меньшей степени, однако отечественные психологи значительное внимание уделяли такому интегративному понятию как «представление мира» или «образ мира».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Глоссарий
№ п/п Понятие Определение 1 Возраст категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического 2 Возрастные особенности специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития 3 Возрастные периоды этап развит ...

Психология наркомании: современное состояние проблемы. Наркомания как предмет психологического исследования
Взгляд на наркоманию как на сложную систему поведения наркозависимого индивида в социальной среде ставит перед разработчиками реабилитационных программ чрезвычайно сложную проблему: становление у наркомана, находящегося в стадии ремиссии, такого поведения, которое обеспечило бы ему большую эффективность во взаимодействии с миром, нежели ...

Виды наркотической зависимости
Понятие наркомания в переводе с греческого означает - «оцепенение» и «безумие, восторженность», что в полной мере отражает патологическое влечение к наркотическим веществам. Наркотические вещества употребляют различными способами: глотание, инъекции, вдыхание, введение через капельницы. Существует две формы привязанности к наркотически ...