Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.
Страница 3

Психология » Практический психолог и эффективность кадров » Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.

Термин «образ мира» появился в отечественной психологии благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образ реальности. Психология образа (восприятия) он рассматривает в качестве знания о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором они живут и действуют (12). Этот подход получил свою конкретизацию и развитие в работах С.Д. Смрнова (46), посвященных проблеме активности психического отражения. Он отмечает, категория образа является центральной категорией психологии познавательных процессов. Целостный образ мира выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности.

Образ мира в принципе амодален в том смысле, что в него входят и сверхчувственные компонен­ты, такие, как значение и смысл (47, с.151).

Ядерные структуры образа мира амодальны в том смыс­ле, что они безразличны по отношению к модальности своего поверхностного оформления. Они могут находить свое вопло­щение в любой конкретной сфере психической действитель­ности (36, с.18).

Представление (образ) мира (а не представление о мире) (не является . рациональной конструкцией, но отражает практическую вовлеченность человека в мир и связано с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни (там же, с.15).

Поскольку представление мира есть опорное условие психической жизни, которое обычно не рефлексируется субъ­ектом, то обнаружение, открытие его для себя происходит преимущественно в форме специфических внутренних пере­живаний, чувств. Это, в частности, чувство внутренней опре­деленности, самоочевидности чего-либо (в том числе самого себя), которое и является подчас единственной опорой воз­можности указания на его существованием (22, с.25).

Образ (как явление психики) и понятие образа (как сос­тавляющая мира теории) удостоились внимания многих фи­лософов и психологов.

Этому вопросу посвящены работы А.А. Гостева, 1992 (10); В.П. Зинченко, 1983 (19); А.Н. Леонтьева, 1975 (30); А.И. Миракяна, 1992 (33); В.В. Пету­хова, 1984 (36); С.Д. Смирнова, 1981, 1985 (45,47); и др В общем виде воздано должное и психическому образу в профессионально-трудовой деятельности (Завалова, Ломов, Пономаренко, 1986 (16); Конопкин, 1980 (28); Ошанин, 1973 (34); Шадриков, 1982 (52)), некоторое пред­ставление об образе-регуляторе деятельности в связи с ос­новными разновидностями результатов труда дано в работах Е.А. Климова (22). Есть интересные эксперимен­тальные разработки специальных вопросов, выполненные на материале определенных видов труда: прежде всего труда операторов технологических установок, пилотов, штурманов (кроме уже указанных выше работ—Зальцман, 1973; По­номаренко, Алешин, Ворона, 1986 (37); Стрелков, Сизов, 1985 (49); и др.). В частности, в упомянутых выше работах Заваловой с соавторами и Пономаренко с соавторами рассматриваются условия возникновения у человека, пилотирующего летательный аппа­рат, феномена сложного мира в связи с так называемым интермодальным перцептивным конфликтом.

Немалый и психологически ценный материал об образах, регулирующих деятельность людей, занятых разными видами операторского труда, закодирован под термином «концеп­туальная модель» в работах по инже­нерной психологии, эргономике (30, 47, 52).

Следует отметить, что обоснованные утверждения о про­фессиональной специфике отображения в сознании сущест­венных, реальностей (включая прежде всего предметную об­ласть труда) часто и подчас неожиданно встречаются в са­мых разных исследованиях. Например, в работе В. Н. Дружинина о диагностике способностей (15).

Субъективное своеобразие видения разными профконсультантами такого сложного объекта, как множество про­фессий, отмечено в работе В. В. Гусейновой и И. Н. Овсян­никовой (11).

Вопросы восприятия и понимания человека человеком в зависимости от профессиональной принадлежности рассмот­рены в специальной главе книги А. А. Бодалева по пробле­мам социальной перцепции (6).

Систематическому экспериментальному изучению особен­ностей познания человека человеком в зависимости от про­фессиональной принадлежности (изучались формирующиеся профессионалы — студенты университета) посвящена работа О. Г. Кукосяна (29).

Хороший обзор находок последних лет в области «профессиональной составляющей образа ми­ра» дан в работе Е. Ю. Артемьевой и Ю. К. Стрелкова (3, 48).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Основы процесса обучения и воспитания младших школьников
«Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий … такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть…мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного соверш ...

Аддиктивное поведение личности
Химические Аддикции Биохимические аддикции Нехимические аддикции - Алкоголизм; - Наркомании; - Токсикомании; - Анорексия; - Булемия; - Гэмблинг; - Аддикция отношений; - Работоголизм; - Транжирство; - Ургентные аддикции; - Интернет – аддикции; - Клептомания Из приведенной схемы мы видим, что аддиктивное ...

Введение. Наследственность и интеллект
Полемика о роли природы и воспитания в развитии представлена нескончаемыми спорами вокруг относительной роли наследственности (природы) и среды (воспитания) в формировании истинно человеческих качеств. Эти споры не прекращаются не столько в силу сложности затрагиваемых в них научных проблем, хотя многие из них действительно сложны, а и ...