Термин «образ мира» появился в отечественной психологии благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образ реальности. Психология образа (восприятия) он рассматривает в качестве знания о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором они живут и действуют (12). Этот подход получил свою конкретизацию и развитие в работах С.Д. Смрнова (46), посвященных проблеме активности психического отражения. Он отмечает, категория образа является центральной категорией психологии познавательных процессов. Целостный образ мира выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности.
Образ мира в принципе амодален в том смысле, что в него входят и сверхчувственные компоненты, такие, как значение и смысл (47, с.151).
Ядерные структуры образа мира амодальны в том смысле, что они безразличны по отношению к модальности своего поверхностного оформления. Они могут находить свое воплощение в любой конкретной сфере психической действительности (36, с.18).
Представление (образ) мира (а не представление о мире) (не является . рациональной конструкцией, но отражает практическую вовлеченность человека в мир и связано с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни (там же, с.15).
Поскольку представление мира есть опорное условие психической жизни, которое обычно не рефлексируется субъектом, то обнаружение, открытие его для себя происходит преимущественно в форме специфических внутренних переживаний, чувств. Это, в частности, чувство внутренней определенности, самоочевидности чего-либо (в том числе самого себя), которое и является подчас единственной опорой возможности указания на его существованием (22, с.25).
Образ (как явление психики) и понятие образа (как составляющая мира теории) удостоились внимания многих философов и психологов.
Этому вопросу посвящены работы А.А. Гостева, 1992 (10); В.П. Зинченко, 1983 (19); А.Н. Леонтьева, 1975 (30); А.И. Миракяна, 1992 (33); В.В. Петухова, 1984 (36); С.Д. Смирнова, 1981, 1985 (45,47); и др В общем виде воздано должное и психическому образу в профессионально-трудовой деятельности (Завалова, Ломов, Пономаренко, 1986 (16); Конопкин, 1980 (28); Ошанин, 1973 (34); Шадриков, 1982 (52)), некоторое представление об образе-регуляторе деятельности в связи с основными разновидностями результатов труда дано в работах Е.А. Климова (22). Есть интересные экспериментальные разработки специальных вопросов, выполненные на материале определенных видов труда: прежде всего труда операторов технологических установок, пилотов, штурманов (кроме уже указанных выше работ—Зальцман, 1973; Пономаренко, Алешин, Ворона, 1986 (37); Стрелков, Сизов, 1985 (49); и др.). В частности, в упомянутых выше работах Заваловой с соавторами и Пономаренко с соавторами рассматриваются условия возникновения у человека, пилотирующего летательный аппарат, феномена сложного мира в связи с так называемым интермодальным перцептивным конфликтом.
Немалый и психологически ценный материал об образах, регулирующих деятельность людей, занятых разными видами операторского труда, закодирован под термином «концептуальная модель» в работах по инженерной психологии, эргономике (30, 47, 52).
Следует отметить, что обоснованные утверждения о профессиональной специфике отображения в сознании существенных, реальностей (включая прежде всего предметную область труда) часто и подчас неожиданно встречаются в самых разных исследованиях. Например, в работе В. Н. Дружинина о диагностике способностей (15).
Субъективное своеобразие видения разными профконсультантами такого сложного объекта, как множество профессий, отмечено в работе В. В. Гусейновой и И. Н. Овсянниковой (11).
Вопросы восприятия и понимания человека человеком в зависимости от профессиональной принадлежности рассмотрены в специальной главе книги А. А. Бодалева по проблемам социальной перцепции (6).
Систематическому экспериментальному изучению особенностей познания человека человеком в зависимости от профессиональной принадлежности (изучались формирующиеся профессионалы — студенты университета) посвящена работа О. Г. Кукосяна (29).
Хороший обзор находок последних лет в области «профессиональной составляющей образа мира» дан в работе Е. Ю. Артемьевой и Ю. К. Стрелкова (3, 48).
Основы процесса обучения и воспитания младших школьников
«Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий … такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть…мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного соверш ...
Аддиктивное поведение личности
Химические
Аддикции
Биохимические аддикции
Нехимические аддикции
- Алкоголизм;
- Наркомании;
- Токсикомании;
- Анорексия;
- Булемия;
- Гэмблинг;
- Аддикция отношений;
- Работоголизм;
- Транжирство;
- Ургентные аддикции;
- Интернет – аддикции;
- Клептомания
Из приведенной схемы мы видим, что аддиктивное ...
Введение. Наследственность и интеллект
Полемика о роли природы и воспитания в развитии представлена нескончаемыми спорами вокруг относительной роли наследственности (природы) и среды (воспитания) в формировании истинно человеческих качеств.
Эти споры не прекращаются не столько в силу сложности затрагиваемых в них научных проблем, хотя многие из них действительно сложны, а и ...