Термин «образ мира» появился в отечественной психологии благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образ реальности. Психология образа (восприятия) он рассматривает в качестве знания о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором они живут и действуют (12). Этот подход получил свою конкретизацию и развитие в работах С.Д. Смрнова (46), посвященных проблеме активности психического отражения. Он отмечает, категория образа является центральной категорией психологии познавательных процессов. Целостный образ мира выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности.
Образ мира в принципе амодален в том смысле, что в него входят и сверхчувственные компоненты, такие, как значение и смысл (47, с.151).
Ядерные структуры образа мира амодальны в том смысле, что они безразличны по отношению к модальности своего поверхностного оформления. Они могут находить свое воплощение в любой конкретной сфере психической действительности (36, с.18).
Представление (образ) мира (а не представление о мире) (не является . рациональной конструкцией, но отражает практическую вовлеченность человека в мир и связано с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни (там же, с.15).
Поскольку представление мира есть опорное условие психической жизни, которое обычно не рефлексируется субъектом, то обнаружение, открытие его для себя происходит преимущественно в форме специфических внутренних переживаний, чувств. Это, в частности, чувство внутренней определенности, самоочевидности чего-либо (в том числе самого себя), которое и является подчас единственной опорой возможности указания на его существованием (22, с.25).
Образ (как явление психики) и понятие образа (как составляющая мира теории) удостоились внимания многих философов и психологов.
Этому вопросу посвящены работы А.А. Гостева, 1992 (10); В.П. Зинченко, 1983 (19); А.Н. Леонтьева, 1975 (30); А.И. Миракяна, 1992 (33); В.В. Петухова, 1984 (36); С.Д. Смирнова, 1981, 1985 (45,47); и др В общем виде воздано должное и психическому образу в профессионально-трудовой деятельности (Завалова, Ломов, Пономаренко, 1986 (16); Конопкин, 1980 (28); Ошанин, 1973 (34); Шадриков, 1982 (52)), некоторое представление об образе-регуляторе деятельности в связи с основными разновидностями результатов труда дано в работах Е.А. Климова (22). Есть интересные экспериментальные разработки специальных вопросов, выполненные на материале определенных видов труда: прежде всего труда операторов технологических установок, пилотов, штурманов (кроме уже указанных выше работ—Зальцман, 1973; Пономаренко, Алешин, Ворона, 1986 (37); Стрелков, Сизов, 1985 (49); и др.). В частности, в упомянутых выше работах Заваловой с соавторами и Пономаренко с соавторами рассматриваются условия возникновения у человека, пилотирующего летательный аппарат, феномена сложного мира в связи с так называемым интермодальным перцептивным конфликтом.
Немалый и психологически ценный материал об образах, регулирующих деятельность людей, занятых разными видами операторского труда, закодирован под термином «концептуальная модель» в работах по инженерной психологии, эргономике (30, 47, 52).
Следует отметить, что обоснованные утверждения о профессиональной специфике отображения в сознании существенных, реальностей (включая прежде всего предметную область труда) часто и подчас неожиданно встречаются в самых разных исследованиях. Например, в работе В. Н. Дружинина о диагностике способностей (15).
Субъективное своеобразие видения разными профконсультантами такого сложного объекта, как множество профессий, отмечено в работе В. В. Гусейновой и И. Н. Овсянниковой (11).
Вопросы восприятия и понимания человека человеком в зависимости от профессиональной принадлежности рассмотрены в специальной главе книги А. А. Бодалева по проблемам социальной перцепции (6).
Систематическому экспериментальному изучению особенностей познания человека человеком в зависимости от профессиональной принадлежности (изучались формирующиеся профессионалы — студенты университета) посвящена работа О. Г. Кукосяна (29).
Хороший обзор находок последних лет в области «профессиональной составляющей образа мира» дан в работе Е. Ю. Артемьевой и Ю. К. Стрелкова (3, 48).
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
Цель:
изучить склонность личности к риску.
Оснащение:
инструкция к методике, Рабочий бланк – анкета, содержит 25 вопросов.
Инструкция:
Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
2 балла - полностью согласен, п ...
Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника
Один из основателей системы физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин подчеркивал, что "Игра дает ребенку ту полноту жизни, которую он хочет, отсюда исходит, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания".
Выдающийся педагог П.Ф. Лесгафт в своей оригинальной системе физического воспитания значительное место ...
Полученные данные и обсуждение результатов
Данные диагностики испытуемых мы сгруппировали в нескольких таблицах, отражающих варианты группирования. Это было сделано для удобства восприятия и сопоставления результатов и последующей разносторонней интерпретации.
Данные, сгруппированные в Таблице 2.1 количественно отражают ведущие тенденции реакций испытуемых. Следует отметить, ч ...