Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.
Страница 5

Психология » Практический психолог и эффективность кадров » Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.

2. Упорядочить выделенные смысловые единицы по суще­ственным признакам. В результате сложится некоторая «ка­тегориальная сетка», в соответствии с которой будет про­текать дальнейший анализ. В ходе работы эта сетка может совершенствоваться, пока не сложится ее вариант, удовлет­воряющий исследователя (27).

Также говоря о программе рассмотрения образа мира про­фессионала Климов полагает полезными следующие ее пунк­ты, но «не следует думать, что предлагается некий опросник: нет, узнавать о содержании сознания лучше всего по косвенным показателям — продуктам деятельности, свободным выборам, инициативным — без внешнего стимула — высказываниям, поступкам, генерируемым конфликтам, досуговой активности, кругу чтения и т. п.» (27).

1) Что выступает в сознании в качестве важных, фактичес­ки волнующих событий:

в своей жизни (биографии), в семейном, домашнем кругу,

в жизни своей контактной группы на работе,

в жизни своего широкого (незримого) профессионального

сообщества,

в жизни своего народа, страны, человечества.

2) Что выступает в сознании в качестве важных, фактичес­ки волнующих событий:

в существовании природы на Земле,

в существовании нашей планеты, ее природных регионов,

в существовании околоземного пространства и мироздания.

3) Как расставлены в сознании приоритеты перечисленных выше групп событий (главное, второстепенное, третьестепен­ное).

4) Каким бы хотелось видеть мир (как универсум), вклю­чая перечисленные только что в 1-м и 2-м пунктах группы со­бытий и их ценностный порядок (в соответствии с пунктом 3).

Тип «человек — человек», к которому и относится профессия психолога-менеджера, описывается в исследовании Климова следующим образом (27):

Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разны­ми, разнообразными, разномыслящими и разнокачественны-ми и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного отображения в рассмотренных текстах, по-видимому, по принципу «все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умо­настроение, поведение людей, образ их жизни и формы актив­ности, а также способы привнесения порядка, упорядоченнос­ти в сложную жизнь человека и общества.

Цивилизация, культура, история человечества — это преж­де всего народы, страны, государства, языки, культурные цен­ности разных народов.

Международные отношения — это прежде всего деловые — политические, торгово-экономические, общекультурные — взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.

Условия существования и развития человека — это памят­ники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение ду­ховных запросов населения, общественный порядок. Осталь­ное — некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечивае­мый фон.

Деятельность человечества, людей — это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведе­ние товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализиро­ваны при этом представления о разновидностях людей (и де­ти, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально от­личаемые люди).

Чтобы дать более полное представление о харак­тере тех дискретных определенностей, системных целостноетей — «гештальтов», или «квантов» (нет единого устоявшего­ся термина), в которые сознание профессионалов как бы от­формовывает непрерывный и по необходимости хаотический поток жизненных впечатлений из внешнего мира, Климов приводит краткие иллюстративные перечни этих определенностей:

Внешние проявления работы — это свое поведение; свои поступки; своя речь, мероприятия (операциональная сторона весьма сложной деятельности часто не раскрывается, а обоз­начается общими понятиями — «обеспечивает», «пресекает» и пр ).

Субъектное: свои эмоции; свое настроение; дурное распо­ложение духа (всем этим надо уметь владеть, уметь властво­вать собой); духовный мир; внимание; совесть и т. п.

Нормативное — это закон, требования морали, правила дорожного движения и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Результаты исследования
На первом этапе исследования изучалась Я-концепция детей мигрантов и детей коренных калужан. Результаты обработки данных по методике "20-ти высказываний" М. Куна, представлены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 (Приложение 1). По каждому изучаемому критерию была выдвинута предположение об отсутствии значимых различий между изучаем ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у взрослых людей. Этапы исследования. Характеристика выборки
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги. Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги. Объект исследования: студенты заочного отделения, всего в исследовании принимало участие 32 человека, возраст от 20 до 33 лет. Гипотеза: предположим, что существует взаимосвязь между эмоци ...

Течение и прогноз
Клептомания может начинаться в детстве, хотя большинство детей и подростков, совершающих воровство, клептоманами не становятся. Течение клептомании характеризуется периодами усиления и ослабления, но в целом - хроническое. Насколько часто наступает спонтанное выздоровление, неизвестно. Серьезные нарушения и осложнения обычно вторичны по ...