2. Упорядочить выделенные смысловые единицы по существенным признакам. В результате сложится некоторая «категориальная сетка», в соответствии с которой будет протекать дальнейший анализ. В ходе работы эта сетка может совершенствоваться, пока не сложится ее вариант, удовлетворяющий исследователя (27).
Также говоря о программе рассмотрения образа мира профессионала Климов полагает полезными следующие ее пункты, но «не следует думать, что предлагается некий опросник: нет, узнавать о содержании сознания лучше всего по косвенным показателям — продуктам деятельности, свободным выборам, инициативным — без внешнего стимула — высказываниям, поступкам, генерируемым конфликтам, досуговой активности, кругу чтения и т. п.» (27).
1) Что выступает в сознании в качестве важных, фактически волнующих событий:
в своей жизни (биографии), в семейном, домашнем кругу,
в жизни своей контактной группы на работе,
в жизни своего широкого (незримого) профессионального
сообщества,
в жизни своего народа, страны, человечества.
2) Что выступает в сознании в качестве важных, фактически волнующих событий:
в существовании природы на Земле,
в существовании нашей планеты, ее природных регионов,
в существовании околоземного пространства и мироздания.
3) Как расставлены в сознании приоритеты перечисленных выше групп событий (главное, второстепенное, третьестепенное).
4) Каким бы хотелось видеть мир (как универсум), включая перечисленные только что в 1-м и 2-м пунктах группы событий и их ценностный порядок (в соответствии с пунктом 3).
Тип «человек — человек», к которому и относится профессия психолога-менеджера, описывается в исследовании Климова следующим образом (27):
Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнокачественны-ми и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного отображения в рассмотренных текстах, по-видимому, по принципу «все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества.
Цивилизация, культура, история человечества — это прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов.
Международные отношения — это прежде всего деловые — политические, торгово-экономические, общекультурные — взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.
Условия существования и развития человека — это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное — некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон.
Деятельность человечества, людей — это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально отличаемые люди).
Чтобы дать более полное представление о характере тех дискретных определенностей, системных целостноетей — «гештальтов», или «квантов» (нет единого устоявшегося термина), в которые сознание профессионалов как бы отформовывает непрерывный и по необходимости хаотический поток жизненных впечатлений из внешнего мира, Климов приводит краткие иллюстративные перечни этих определенностей:
Внешние проявления работы — это свое поведение; свои поступки; своя речь, мероприятия (операциональная сторона весьма сложной деятельности часто не раскрывается, а обозначается общими понятиями — «обеспечивает», «пресекает» и пр ).
Субъектное: свои эмоции; свое настроение; дурное расположение духа (всем этим надо уметь владеть, уметь властвовать собой); духовный мир; внимание; совесть и т. п.
Нормативное — это закон, требования морали, правила дорожного движения и т. п.
Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную
игру
Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть:
а) игра по правилам или с правилами;
б) коллективная, партнерская игра ...
Конфликт и его влияние на социально – психологический климат в коллективе
Конфликты – неотъемлемая составляющая часть функционирования любой организации. Конфликты создают напряжённые отношения в коллективе, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на «выяснение отношений», тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии и, соответственно, на социально – психологическом кли ...
Общение ведущий вид деятельности малыша
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве благодаря взросл ...