Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.
Страница 5

Психология » Практический психолог и эффективность кадров » Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.

2. Упорядочить выделенные смысловые единицы по суще­ственным признакам. В результате сложится некоторая «ка­тегориальная сетка», в соответствии с которой будет про­текать дальнейший анализ. В ходе работы эта сетка может совершенствоваться, пока не сложится ее вариант, удовлет­воряющий исследователя (27).

Также говоря о программе рассмотрения образа мира про­фессионала Климов полагает полезными следующие ее пунк­ты, но «не следует думать, что предлагается некий опросник: нет, узнавать о содержании сознания лучше всего по косвенным показателям — продуктам деятельности, свободным выборам, инициативным — без внешнего стимула — высказываниям, поступкам, генерируемым конфликтам, досуговой активности, кругу чтения и т. п.» (27).

1) Что выступает в сознании в качестве важных, фактичес­ки волнующих событий:

в своей жизни (биографии), в семейном, домашнем кругу,

в жизни своей контактной группы на работе,

в жизни своего широкого (незримого) профессионального

сообщества,

в жизни своего народа, страны, человечества.

2) Что выступает в сознании в качестве важных, фактичес­ки волнующих событий:

в существовании природы на Земле,

в существовании нашей планеты, ее природных регионов,

в существовании околоземного пространства и мироздания.

3) Как расставлены в сознании приоритеты перечисленных выше групп событий (главное, второстепенное, третьестепен­ное).

4) Каким бы хотелось видеть мир (как универсум), вклю­чая перечисленные только что в 1-м и 2-м пунктах группы со­бытий и их ценностный порядок (в соответствии с пунктом 3).

Тип «человек — человек», к которому и относится профессия психолога-менеджера, описывается в исследовании Климова следующим образом (27):

Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разны­ми, разнообразными, разномыслящими и разнокачественны-ми и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного отображения в рассмотренных текстах, по-видимому, по принципу «все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умо­настроение, поведение людей, образ их жизни и формы актив­ности, а также способы привнесения порядка, упорядоченнос­ти в сложную жизнь человека и общества.

Цивилизация, культура, история человечества — это преж­де всего народы, страны, государства, языки, культурные цен­ности разных народов.

Международные отношения — это прежде всего деловые — политические, торгово-экономические, общекультурные — взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.

Условия существования и развития человека — это памят­ники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение ду­ховных запросов населения, общественный порядок. Осталь­ное — некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечивае­мый фон.

Деятельность человечества, людей — это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведе­ние товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализиро­ваны при этом представления о разновидностях людей (и де­ти, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально от­личаемые люди).

Чтобы дать более полное представление о харак­тере тех дискретных определенностей, системных целостноетей — «гештальтов», или «квантов» (нет единого устоявшего­ся термина), в которые сознание профессионалов как бы от­формовывает непрерывный и по необходимости хаотический поток жизненных впечатлений из внешнего мира, Климов приводит краткие иллюстративные перечни этих определенностей:

Внешние проявления работы — это свое поведение; свои поступки; своя речь, мероприятия (операциональная сторона весьма сложной деятельности часто не раскрывается, а обоз­начается общими понятиями — «обеспечивает», «пресекает» и пр ).

Субъектное: свои эмоции; свое настроение; дурное распо­ложение духа (всем этим надо уметь владеть, уметь властво­вать собой); духовный мир; внимание; совесть и т. п.

Нормативное — это закон, требования морали, правила дорожного движения и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Пробивается не тот, кто лучше, а тот, кто лучше пробивается
В тяжелые времена легче пробиться твердолобым. Делегирующим стилем руководства мужчинам удается занимать вершину иерархии. За свои достижения они чаще почиют на лаврах, чем командно-ориентированные женщины, которые поощряют индивидуальность и креативность своих сотрудников, и от этого результаты их работы менее заметны. Женщины выбираю ...

Цель работы
Целью проведения тренинга является решение основных задач, направленных на сплочение поликультурного коллектива международной компании: o сплочение команды, знакомство членов коллектива с культурами друг друга; o построение эффективных, с учетом культурных особенностей, коммуникаций в команде; o получение опыта позитивного командного ...

Психология следственных действий: психология допроса (коммуникативный контакт, приемы правомерного психологического воздействия, основные стадии, психологический анализ результатов)
Все следственные действия, как известно, являются нормативно обусловленными, владение ими обязательно для соответствующих специалистов правоохранительных органов. На деле профессиональные юридические действия выполняются, все знают, что надо делать, но результат получается разный. Причина в том, что один специалист ограничивается нормат ...