Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.
Страница 6

Психология » Практический психолог и эффективность кадров » Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.

Люди: это и подопечные, и нетрезвые водители, и прооперированные больные, и просто «лица» и пр.

Обстоятельства работы — это психологический климат, си­туации нервно-психического напряжения, необходимость быст­ро переключаться с одного вида деятельности на другой, ра­бота в вечерние часы и выходные дни.

Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать не­которую упорядоченность общественным процессам сообраз­но поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).

Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в про­фессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо также учиться. Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и выразительные свойства внешности и даже одежды

Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяются сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рас­смотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте требования не только к письмен­ной, но и к устной речи — ее четкости, раздельности, удобно­му для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, по­нятности содержания высказываний, реплик.

Самое главное в области познавательных процессов пред­ставителей этого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характе­ра человека, к его поведению, умение или способность мыслен­но представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.

И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда мо­жет стать все лучше и лучше.

Требуется и очень важна способность сопереживать друго­му человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особен­ность эмоционального склада личности сводится к способнос­ти заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним.

Важны наблюдательность именно по отношению к поведе­нию, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчи­вость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспоко­енность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение к снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, об­раза мыслей.

Профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моде­лировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, на­оборот, объединений.

Особенности саморегуляции представителей рассматривае­мого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершен­ствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, разви­тия, заставлять себя быть в курсе текущих общественных со­бытий. В противном случае рушится взаимопонимание с окру­жающими. Требуется огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вмес­те с тем в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа яв­ляются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физи­ческие недостатки, как это ни печально, нерасторопность, из­лишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса «просто так».

Приведенные ниже пять обобщенных характеристик следует рассматривать как самое ориентировочное, «контур­ное» приближение к интересующей нас действительности. Задача профессиоведения на будущее состоит не в том, чтобы их «шлифовать» и пр., а в том, чтобы строить множество более конкретных характеристик определенных профессий и профессионалов, которые никогда не могут во всем согласо­вываться с типовыми представлениями. Для информационного обеспечения практики профессионального самоопределе­ния и руководства развитием человека как субъекта профес­сиональной деятельности нужна не только «контурная карта мира профессий», но и некая постоянно совершенствуемая, обновляемая энциклопедия или «база данных» вполне кон­кретных описаний профессий, специальностей, занятий и со­ответствующих нормативных, идеальных вариантов типов профес­сионалов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Работы А. Маслоу
«Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждо ...

Клептомания
Клептомания - форма поведенческой зависимости, болезненное состояние. Название: “Клептомания” происходит от греч. klepto - краду, похищаю и mania - безумие. Неосознанное, немотивированное стремление к воровству, известно психиатрам довольно давно. Как считают ученые, клептоман испытывает от воровства «кайф» и живет им, как наркоман на ...

Особенности социально-психологического типа личности подростка.
В данном разделе я рассмотрел подробнее характеристики типов личности подробнее: Конформный тип личности: 1. В сфере отношения к людям: а) учитель должен помнить, что учащиеся конформного социально-психологического типа любым путем 6удут завоевывать у него благожелательное отношение, из которого можно было бы извлечь для себя выгоду. ...