Все эти трудности, которые учащиеся с нарушением интеллекта испытывают при овладении учебной деятельностью, снижают интерес к ней, вызывают негативные эмоциональные переживания, что может привести к формированию стойкого отказа или ухода от учебной деятельности в собственные фантазии и мечты.
Во время проведения методики, направленной на изучение мотивов учебной деятельности младших школьников, нормально развивающиеся дети проявили заинтересованность к заданиям, с интересом рассматривали картинки и слушали пояснение экспериментатора к картинкам. Особенностью нормально развивающихся первоклассников являлось то, что они задавали уточняющие вопросы и давали свои комментарии к картинкам. Комментарии были следующего плана:
- И меня мама утром в школу будит.
- Я люблю играть с друзьями на переменах.
- Я хожу в школу, потому что я уже взрослый.
- Я тоже люблю получать пятёрки. За них меня хвалят родители.
Младшие школьники с нарушением интеллекта при восприятии задания проявили меньшую заинтересованность, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они были более пассивные, отвлекались на посторонние шумы и предметы, не задавали уточняющих вопросов по картинкам и практически не комментировали их.
Нормально развивающиеся младшие школьники при выборе картинок повторно рассматривали их, вспоминали с чем они связаны, более внимательно подходили к выбору картинки, были более убедительны при объяснении своего выбора.
У учащихся с нарушением интеллекта возникали трудности при объяснении выбора картинки. Они чаще выбирали картинки не по их содержанию, а опираясь на внешнее оформление картинки. Типичные ответы школьников с нарушением интеллекта при выборе картинок были следующими:
- Потому что с ними можно играть в футбол.
- Он получает пятёрки и я тоже.
- Потому что она хорошо делает уроки.
- Меня тоже мама заставляет.
В ходе проведения обследования, где была использована методика изучения мотивов учебной деятельности младших школьников М.Р. Гинзбург были получены следующие данные:
Группы детей |
Внешний мотив |
Учебный мотив |
Игровой мотив |
Позиционный мотив |
Социальный мотив |
Мотив получения отметки |
Всего | |||||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% | |
Э1 К1 |
8 3 |
25 7 |
5 12 |
15 29 |
10 4 |
30 10 |
1 3 |
3 7 |
2 9 |
6 21 |
7 11 |
21 26 |
33 42 |
100 100 |
К2 |
7 |
24 |
6 |
16 |
9 |
29 |
2 |
4 |
2 |
6 |
7 |
21 |
33 |
100 |
Пробивается не тот, кто лучше, а тот, кто лучше
пробивается
В тяжелые времена легче пробиться твердолобым.
Делегирующим стилем руководства мужчинам удается занимать вершину иерархии. За свои достижения они чаще почиют на лаврах, чем командно-ориентированные женщины, которые поощряют индивидуальность и креативность своих сотрудников, и от этого результаты их работы менее заметны. Женщины выбираю ...
Социальный стереотип как психологическое явление. Определение понятия
Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа, как некоего образования с определенными психологическими механизмами, формирующими ...
Психическое развитие ребенка в
дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте у ребенка увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения. Важное место в жизни ребенка начинает занимать сверстник.
В дошкольном возрасте сознание приобретает характеристики опосредованности, обоб ...