Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Страница 5

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Сравнение количественных выборов детей в трёх группах

В ходе этого обследования в I контрольной группе с заданием справилось 100% детей, а I экспериментальной группе — 92% детей. Во II контрольной группе были получены те же данные, что и в экспериментальной группе с заданием справилось – 92% .

В экспериментальной группе Даше В были доступны вопросы, у неё наблюдались неадекватные ответы (в личном деле у неё стоит диагноз олигофрения в степени имбецильности).

По данным таблицы видно, что в экспериментальной группе и II контрольной - преобладает игровой, внешний и мотив получения отметки, а в I контрольной группе преобладают учебный, социальный и мотив получения отметки.

Общим для двух групп является доминирование мотива получения отметки. Этот мотив связан у детей с получением одобрения, похвалы, поощрения и эмоциональной поддержки учителя. Учитель является значимой и авторитетной фигурой для детей младшего школьного возраста.

Однако наряду с общими выделяются и специфические закономерности мотивации учебной деятельности. Так, у нормально развивающихся младших школьников преобладает учебный мотив, т.к. они стремятся в школу, прежде всего ради учения, для получения новых знаний. Урок стоит в центре их школьной жизни и интересов.

Также у первоклассников общеобразовательной школы доминирует социальный мотив, что связано с привязанностью детей к одноклассникам и желанием быть не хуже других, а также со стремлением подготовиться к будущей профессии.

Учебные и социальные мотивы обозначили в основном успешные в учебной деятельности ученики 1 класса общеобразовательной школы. А у младших школьников с трудностями в обучении, соматически ослабленных детей ведущими явились внешний и игровой мотивы, а также мотив получения отметки.

Также социальный мотив был зафиксирован у первоклассников общеобразовательной школы не посещавших детский сад в силу их соматической ослабленности или являющихся единственными детьми в семье, т.е. имеющих небольшой социальный опыт общения со сверстниками.

У младших школьников с нарушением интеллекта доминирует игровой мотив. Это связано с тем, что у данной категории детей возникают трудности при овладении чтением, письмом, навыками счёта и чтобы привлечь внимание детей к изучаемому материалу, заинтересовать их учителя вносят в урок игровые моменты. Также для этих детей является очень важным общение и игры со сверстниками на переменах, т.к. они имеют ограниченный опыт общения вне своей семьи.

Также у учащихся с интеллектуальной недостаточностью преобладает внешний мотив, т.к. основным побудителем учения для них является внешнее воздействие учителей, воспитателей и родителей и неосознанная привычка подчиняться школьным порядкам.

Во время устного предъявления экспериментатором анкеты для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника ученики 1 класса общеобразовательной школы внимательно слушали вопросы, давали развёрнутые ответы. Они позитивно восприняли ситуацию обследования, им нравилось общаться с экспериментатором.

Младшие школьники с нарушением интеллекта были менее внимательны при прослушивании вопросов, часто отвлекались на посторонние шумы. Они давали краткие, однословные ответы. Но в целом они тоже позитивно восприняли ситуацию обследования, с удовольствием общались с экспериментатором.

В ходе проведения обследования, где была использована анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой были получены следующие данные:

Таблица №1

Группы детей

5 основных уровней учебной мотивации

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

Э1

К1

3

8

27

57

1

4

9

29

6

2

55

14

1

-

9

0

-

-

0

0

11

14

100

100

К2

2

26

2

10

5

54

1

9

-1

1

12

100

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Выводы
1. Успешность профессиональной адаптации молодого специалиста определяется как организационными, так и личностными факторами. 2. К организационным факторам относится наличие для молодого специалиста потенциальной возможности карьерного роста. 3. Личностными особенностями, определяющими успешность адаптации молодого специалиста, являют ...

Становление етской практической психологии за рубежом и в России
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось и ...

Понятие, значение и структура Я-концепции в адаптационном процессе у вынужденных мигрантов
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в "Я" субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно ...