Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Страница 6

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

На диаграмме эта выборка выглядит следующим образом (См. Диаграмму №1)

Диаграмма №1 Сравнение количественных выборов детских экспериментальных групп

1 уровень учебной мотивации характеризуется высоким уровнем учебной мотивации и учебной активности, сформированным отношением к себе как к школьнику. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. Данный уровень обнаружен у 27% детей с нарушениями интеллекта в обеих группах. Это дети, которые имели опыт обучения в общеобразовательной школе, они достаточно успешны на уроках по сравнению с другими детьми. Во II контрольной группе данный уровень наблюдается у 57% детей.

2 уровень учебной мотивации характеризуется средним уровнем учебной мотивации, практически сформированным отношением к себе как к школьнику. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Данный уровень обнаружен у 9% детей с нарушениями интеллекта в обеих группах и 29% детей II контрольной группы.

3 уровень учебной мотивации характеризуется положительным отношением к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Данный уровень обнаружен у 55% детей с нарушениями интеллекта в обеих группах и 14% - II контрольной группы.

4 уровень учебной мотивации характеризуется низкой учебной мотивацией, не сформированным отношением к себе как к школьнику. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Данный уровень обнаружен у 9% детей с нарушениями интеллекта в обеих группах. Во II контрольной группе дети с данным уровнем учебной мотивации выявлены не были.

5 уровень учебной мотивации характеризуется негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Дети с данным уровнем учебной мотивации ни в одной из экспериментальных групп выявлены не были.

Таким образом, видно, что для нормально развивающихся младших школьников характерны более высокие уровни развития учебной мотивации, чем для учащихся с нарушением интеллекта.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

У младших школьников с нарушением интеллекта преобладают:

• игровой мотив;

• внешний (подчинение требованиям взрослых) мотив;

• мотив получения отметки.

Таким образом, наше исследование показало, что:

· наибольшую силу для младших школьников с нарушением интеллекта имеет интерес к игровой деятельности. Следовательно, учителю на уроках необходимо включать игровой и занимательный материал.

· основным же побудителем к учению является внешнее воздействие учителей, воспитателей, родителей и неосознанная привычка подчиняться школьным порядкам.

· мотив получения отметки связан у детей с получением одобрения, похвалы, поощрения и эмоциональной поддержки учителя. Учитель является значимой и авторитетной фигурой для детей младшего школьного возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Парадигмы психологии труда
Существует тенденция расширения контекстов при анализе специалистами процессов в системе «субъект-объект», перевод отношений вектора «человек-техника» в многомерное пространство «человек -техника - среда» (первоначально — среда физическая, позже — также и среда социальная, социально-психологическая), к анализу взаимодействия их основн ...

Цель работы
Целью проведения тренинга является решение основных задач, направленных на сплочение поликультурного коллектива международной компании: o сплочение команды, знакомство членов коллектива с культурами друг друга; o построение эффективных, с учетом культурных особенностей, коммуникаций в команде; o получение опыта позитивного командного ...

Самоактуализация как высшая потребность человека
Рассмотрим потребность в самоактуализации более подробно, как вершину иерархии потребностей. Самоактуализация[16] (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выд ...