- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов, в том числе: новизну информации (в соотношении со скудным личным опытом детей), заострение противоречия между житейскими представления школьников и новым знаниям, непосредственную практическую значимость знания в ближайшей зоне развития ребёнка (в быту, в работе на природе, в саду, в спорте, в труде и т.д.);
- стимулировать познавательный интерес с помощью технологии обучения, включающей многообразие приёмов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, шутка, занимательные задачи и т.д.); специальное обучение приёмам умственной деятельности и учебной работы; использование проблемно-поисковых методов обучения, самостоятельных, творческих и практических работ.
- В процессе формирования у учеников с нарушением интеллекта положительного отношения к учебной деятельности необходимо особое внимание обратить на различные факторы, оказывающие влияние на данное отношение. Это могут быть как факторы внешние (общешкольный педагогический режим, коллектив класса, личность учителя, различные оценочные ситуации и т.д.), так и внутренние (мотивы ученика, его интересы и потребности, самооценка и т.д.).
- Воспитание положительного отношения к учебной деятельности представляет собой длительный процесс, складывающийся из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
- I этап — подготовительный. Ученик только начинает знакомство со школой, с её требованиями и порядками. Он постепенно входит в детский коллектив. На этом этапе формируются элементарные представления о школьных требованиях, происходит первое знакомство с учителями, изучаемыми предметами, с нормами поведения и т.д. В этот период необходимо вызвать у ученика заинтересованность всем тем, с чем он сталкивается в процессе всей своей деятельности в школе.
- II этап состоит в создании положительного отношения к учебной деятельности. На этом этапе происходит создание условий, необходимых для наиболее эффективного влияния внешних и внутренних факторов на отношение к учебной деятельности, устанавливается их взаимодействие, некоторые внешние стимулы переходят во внутренние мотивы.
Главными задачами этого этапа являются формирование мотивов учебной деятельности, интереса к знаниям, вооружение учащихся способами деятельности, воспитание классного коллектива, в котором обеспечивается развитие коллективистической направленности каждого ученика.
III этап состоит в воспитании у каждого ученика в пределах доступных ему возможностей положительного отношения к учебной деятельности на возможно более высоком уровне, побуждаемого мотивами широкого социального значения.
Цели и задачи данного этапа определяют основные виды и формы учебно-воспитательной работы. У учеников воспитывается реальное представление о будущей жизни и работе, а наряду с этим - любовь к труду и в доступной форме — чувство долга перед обществом.
Необходимо всю работу по формированию положительного отношения к учебной деятельности основывать на коррекции интеллектуальной деятельности детей с нарушением интеллекта. Чем выше их интеллект, тем большую способность они проявляют к осознанию мотивов учения, а следовательно, тем больше возможности воспитать у них отношение к учению на возможно более высоком, доступном им уровне. Ведь именно интеллектуальная недостаточность составляет основную трудность при формировании положительного отношения к учебной деятельности на основе широких социальных мотивов.
Особого рассмотрения требует анализ путей формирования мотивации учебной деятельности. По сути дела, задача этой работы состоит в том, чтобы заложить в школьном возрасте и развивать во взаимосвязи: социальные мотивы (побуждающие школьника овладевать в учебной работе активной гражданской и общественной позицией) и познавательные мотивы (включающие ориентацию на способы самостоятельного приобретения знаний), обеспечить превращение особенностей этих мотивов в устойчивые черты личности молодого человека - выпускника школы.
Главный путь формирования познавательных мотивов лежит в правильной организации учебной деятельности школьников. Необходимо формировать внутри самой учебной деятельности ориентацию учащихся на способ добывания знаний, а не только на сами знания, и вместе с тем формировать эту ориентацию с учётом возрастных особенностей школьников. Так, в младшем школьном возрасте ориентация на способ учебных действий только закладывается. В среднем школьном возрасте она отрабатывается в совместной, коллективной деятельности школьников. В старшем школьном возрасте овладение способами деятельности надо связывать с задачами профориентации, с усвоением приёмов самообразования.
Рыбак рыбака видит издалека
Коль скоро богатство - это власть, то всякая власть неизбежно, тем или иным способом, приберет к рукам богатство. (Эдмунд Берк)
Кажется, что мужчины имеют прямо-таки "инстинкт власти". Западные психологи открыли, что модели поведения на работе связаны с системами коры головного мозга, напоминающими мозг рептилий. Именно они, ...
Рекомендации
Оптимизация адаптационного процесса профессиональной деятельности направлена на сокращение сроков адаптации и достижение соответствующего уровня адаптированности, при котором возможна реализация заданной эффективности и надежности работы.
1. Наладить сотрудничество с учебными заведениями города. Первый шаг к успешной адаптации молодого ...
Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха. Особенности развития внимания
Внимание — это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, поскольку активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информаци ...