Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта
Страница 5

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с нарушением интеллекта, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.

Ребёнку с нарушением интеллекта для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребёнку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна', с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении — это соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

В обучении мы широко использовали занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью задачи (найти, догадаться, помочь), неожиданностью преподнесения её от имени какого - либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Игровые упражнения можно использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит учитель (даёт задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре.

Ролевые игры - деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

В игровой учебной деятельности роли учителя и ученика коренным образом изменяются. Учитель в игре перестаёт быть для ученика только источником знаний и становится режиссёром игры и консультантом по организации познавательной деятельности. Ученики же в игре - активные участники учебного процесса: они сами определяют цель игры, ищут способы её достижения, вырабатывают возможные пути решения возникающих задач.

В играх может быть осуществлено непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как уничтожение цветов на клумбе, поломка деревьев, негуманное отношение к животным и т.д. Игры позволяют смоделировать различные ситуации, например, «А что будет, если .», проанализировать их, заставляют задуматься о будущем. Во время игры можно смоделировать будущие ситуации, например, через 5, 10, 15 и т.д. лет.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении нового материала. Поэтому в игре учащиеся более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным. Ценность дидактических игр также заключается в том, что дети в процессе игры учатся самостоятельно помогать друг другу и взаимно проверять себя.

В успешном проведении игр большая роль принадлежит учителю. Ему необходимо овладеть методикой проведения такого рода игр и найти им правильное место в учебном процессе.

При проведении игр необходимо соблюдать определённый темп, предоставить детям относительно большую самостоятельность, не загромождать игровые упражнения вопросами, следить, чтобы ученики были внимательны к ответам товарищей, так же как к их вопросам. Необходимо заранее подобрать вопросы, примеры, продумать выбор упражнений, подготовить все материалы, представить возможные ответы школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Задача№1
Индивид (от лат. — неделимое, особь) — отдельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная о ...

"Синдром помощницы"
Любого незаменимого можно заменить другим незаменимым. Чтобы Вас воспринимали не как Золушку, а как лидера, говорите о Ваших успехах, а не о том, чего они Вам стоили, что Вам пришлось для этого испытать и пережить. Осознайте, что так говорят те женщины, которые делают ставку на деловой квалификации, производительности своего труда и н ...

Замкнутые дети
1) Замкнутый – отчуждённый, сдержанный, отдалённый. Замкнутый ребёнок – отдалённый ребёнок, испытывающий потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира. 2) Причины нарушений. Застенчивый ребёнок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти умения. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как об ...