С помощью игрового и занимательного материала становится возможным создание чётких и конкретных образов изучаемых объектов, облегчается усвоение учебного материала, активизируется мыслительная деятельность учащихся.
Включение в урок игрового и занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Игровой и занимательный материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Этот материал развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память, закладывает основы творчества.
Будучи введённой в систему традиционного обучения игра осуществляет несколько функций:
а) мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся);
б) обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков);
в) воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор и развивая его мышление, творческую активность и т.д.);
г) ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые средства для решения той или иной учебной задачи);
д) компенсаторную (компенсирует отсутствие и недостаток практики, приближает учебную деятельность к реальным ситуациям жизни);
е) коррекционную (является средством коррекции восприятия, внимания, памяти, мышления и качеств личности школьников с нарушением интеллекта).
Подбирая игры к уроку, важно учитывать уровень их сложности и в то же время доступность детям. Во время игры дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, быть достаточно активными. При организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, чётко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Ученики игре неизбежно становятся главными фигурами учебно-воспитательного процесса, что делает обучение личностно ориентированным.
Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Одна и та же игра в разных классах происходит по-разному. А поэтому необходима её адаптация к конкретным условиям проведения. Игра не навязывается учащимся, а используется лишь во имя поддержания интереса к предмету. Игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми методами) и средствами обучения.
Учебные игры характеризуются учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности выполняемых действий, длительностью проведения, количественным составом участников.
Так по количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые и коллективные.
По характеру и форме проведения выделяются игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные (тесты, ребусы, чайнворды и др.).
По способу организации игры бывают компьютерные, имитационно-моделирующие, письменные и т.д.
По степени сложности выполняемых действий различают простые и сложные игры, по длительности проведения - скоротечные и продолжительные.
В современной литературе и в практике различают творческие игры и игры с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. Их можно условно разделить по способу и характеру проведения.
Среди игр с правилами различают:
1. Подвижные игры:
• драматические игры: производственные (охотничьи, рыболовные, скотоводческие, земледельческие и т.д.); бытовые (общественные и семейные);
• спортивные игры: состязания простые; состязания с вещью.
2. Дидактические игры:
• предметные (в основном, это дидактические игрушки, материалы);
• настольно-печатные (лото, домино, разрезные картинки, лабиринты, кроссворды и др.);
• словесные игры - упражнения; игры - предположения; игры - загадки; игры - викторины («Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай» и др.).
3. Игры с перевоплощением:
• познавательные: деловые (пресс-конференции, симпозиумы и т.д.), сюжетно-ролевые (спектакль, заочное путешествие, суд и т.д.), имитационные, ситуационные.
4. Компьютерные игры.
В учебном процессе игру можно применить практически на каждом этапе урока - при проведении опроса и закреплении материала, как домашнее задание (например, кроссворд) или как вариант проведения обобщающего урока. Однако эффективность использования игры на уроке достигается лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения.
Результаты исследования
методики диагностики особенностей межличностного поведения человека в группе
Проведя исследование диагностики особенностей межличностного поведения студентов в группе разных курсов физико-математического факультета были получены следующие результаты, которые представлены в нижеследующих таблицах.
Среди студентов первого курса были получены такие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2 Результаты иссл ...
Результаты исследования
На первом этапе исследования изучалась Я-концепция детей мигрантов и детей коренных калужан. Результаты обработки данных по методике "20-ти высказываний" М. Куна, представлены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 (Приложение 1). По каждому изучаемому критерию была выдвинута предположение об отсутствии значимых различий между изучаем ...
Определение, виды и функции внимания и деятельности
Интенсивность (или напряженность), распределение внимания, его устойчивость и отвлеченность и, наконец, переключение внимания.
А) Сосредоточенность (или концентрация) внимания — это выделение ограниченного круга объектов, на которые оно направлено. Чем уже круг объектов внимания, тем оно сосредоточеннее (концентрирование).
Физиологиче ...








