Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта
Страница 4

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта

С помощью игрового и занимательного материала становится возможным создание чётких и конкретных образов изучаемых объектов, облегчается усвоение учебного материала, активизируется мыслительная деятельность учащихся.

Включение в урок игрового и занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Игровой и занимательный материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Этот материал развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память, закладывает основы творчества.

Будучи введённой в систему традиционного обучения игра осуществляет несколько функций:

а) мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся);

б) обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков);

в) воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор и развивая его мышление, творческую активность и т.д.);

г) ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые средства для решения той или иной учебной задачи);

д) компенсаторную (компенсирует отсутствие и недостаток практики, приближает учебную деятельность к реальным ситуациям жизни);

е) коррекционную (является средством коррекции восприятия, внимания, памяти, мышления и качеств личности школьников с нарушением интеллекта).

Подбирая игры к уроку, важно учитывать уровень их сложности и в то же время доступность детям. Во время игры дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, быть достаточно активными. При организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, чётко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Ученики игре неизбежно становятся главными фигурами учебно-воспитательного процесса, что делает обучение личностно ориентированным.

Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Одна и та же игра в разных классах происходит по-разному. А поэтому необходима её адаптация к конкретным условиям проведения. Игра не навязывается учащимся, а используется лишь во имя поддержания интереса к предмету. Игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми методами) и средствами обучения.

Учебные игры характеризуются учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности выполняемых действий, длительностью проведения, количественным составом участников.

Так по количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые и коллективные.

По характеру и форме проведения выделяются игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные (тесты, ребусы, чайнворды и др.).

По способу организации игры бывают компьютерные, имитационно-моделирующие, письменные и т.д.

По степени сложности выполняемых действий различают простые и сложные игры, по длительности проведения - скоротечные и продолжительные.

В современной литературе и в практике различают творческие игры и игры с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. Их можно условно разделить по способу и характеру проведения.

Среди игр с правилами различают:

1. Подвижные игры:

• драматические игры: производственные (охотничьи, рыболовные, скотоводческие, земледельческие и т.д.); бытовые (общественные и семейные);

• спортивные игры: состязания простые; состязания с вещью.

2. Дидактические игры:

• предметные (в основном, это дидактические игрушки, материалы);

• настольно-печатные (лото, домино, разрезные картинки, лабиринты, кроссворды и др.);

• словесные игры - упражнения; игры - предположения; игры - загадки; игры - викторины («Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай» и др.).

3. Игры с перевоплощением:

• познавательные: деловые (пресс-конференции, симпозиумы и т.д.), сюжетно-ролевые (спектакль, заочное путешествие, суд и т.д.), имитационные, ситуационные.

4. Компьютерные игры.

В учебном процессе игру можно применить практически на каждом этапе урока - при проведении опроса и закреплении материала, как домашнее задание (например, кроссворд) или как вариант проведения обобщающего урока. Однако эффективность использования игры на уроке достигается лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Медитация, ее роль и основные черты
Медитация - умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге) ...

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете содержание игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно различно. В общих чертах линию развития игры ребенка можно представить как переход от операциональной схе ...

Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Нами была проведена беседа с учащимися 1 и 2 классов СКОУ VIII вида и учениками 1 класса общеобразовательной школы. Следует отметить, что, в отличие от учащихся общеобразовательной школы, ученики СКОУ VIII вида отвечали на вопросы коротко, односложно: «да» или «нет». Поэтому приходилось задавать побочные, наводящие вопросы - «Почему да? ...