Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта
Страница 4

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта

С помощью игрового и занимательного материала становится возможным создание чётких и конкретных образов изучаемых объектов, облегчается усвоение учебного материала, активизируется мыслительная деятельность учащихся.

Включение в урок игрового и занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Игровой и занимательный материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Этот материал развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память, закладывает основы творчества.

Будучи введённой в систему традиционного обучения игра осуществляет несколько функций:

а) мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся);

б) обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков);

в) воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор и развивая его мышление, творческую активность и т.д.);

г) ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые средства для решения той или иной учебной задачи);

д) компенсаторную (компенсирует отсутствие и недостаток практики, приближает учебную деятельность к реальным ситуациям жизни);

е) коррекционную (является средством коррекции восприятия, внимания, памяти, мышления и качеств личности школьников с нарушением интеллекта).

Подбирая игры к уроку, важно учитывать уровень их сложности и в то же время доступность детям. Во время игры дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, быть достаточно активными. При организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, чётко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Ученики игре неизбежно становятся главными фигурами учебно-воспитательного процесса, что делает обучение личностно ориентированным.

Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Одна и та же игра в разных классах происходит по-разному. А поэтому необходима её адаптация к конкретным условиям проведения. Игра не навязывается учащимся, а используется лишь во имя поддержания интереса к предмету. Игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми методами) и средствами обучения.

Учебные игры характеризуются учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности выполняемых действий, длительностью проведения, количественным составом участников.

Так по количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые и коллективные.

По характеру и форме проведения выделяются игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные (тесты, ребусы, чайнворды и др.).

По способу организации игры бывают компьютерные, имитационно-моделирующие, письменные и т.д.

По степени сложности выполняемых действий различают простые и сложные игры, по длительности проведения - скоротечные и продолжительные.

В современной литературе и в практике различают творческие игры и игры с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. Их можно условно разделить по способу и характеру проведения.

Среди игр с правилами различают:

1. Подвижные игры:

• драматические игры: производственные (охотничьи, рыболовные, скотоводческие, земледельческие и т.д.); бытовые (общественные и семейные);

• спортивные игры: состязания простые; состязания с вещью.

2. Дидактические игры:

• предметные (в основном, это дидактические игрушки, материалы);

• настольно-печатные (лото, домино, разрезные картинки, лабиринты, кроссворды и др.);

• словесные игры - упражнения; игры - предположения; игры - загадки; игры - викторины («Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай» и др.).

3. Игры с перевоплощением:

• познавательные: деловые (пресс-конференции, симпозиумы и т.д.), сюжетно-ролевые (спектакль, заочное путешествие, суд и т.д.), имитационные, ситуационные.

4. Компьютерные игры.

В учебном процессе игру можно применить практически на каждом этапе урока - при проведении опроса и закреплении материала, как домашнее задание (например, кроссворд) или как вариант проведения обобщающего урока. Однако эффективность использования игры на уроке достигается лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Типы лидерства (психоаналитический подход).
Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют 10 типов лидерства: «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почи ...

Программа игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у социально и педагогически запущенных детей
Цель данной программы: устранение искажений эмоционального реагиро­вания и стереотипов поведения, реконструкция полно­ценных контактов ребенка со сверстниками, гармониза­ция образа «Я» ребенка. Задачи: 1. Формирование социального доверия. 2. Развитие социальной активности детей. З. Развитие социальных эмоций. 4. Развитие коммуникат ...

Мужчины любят рисковать
99% наших забот касается того, что никогда не случится. (Маргарет Тэтчер) Чтобы брать на себя большую ответственность, мужчины постоянно испытывают на прочность границы, желая расширить свою свободу действий. После неудачи они пробуют добиться своего вновь и вновь, руководствуясь девизом: "Новая игра, новое счастье!" Этот при ...