Структура, факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его формировании
Страница 4

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Структура, факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его формировании

Рис. 6. Структура общих показателей социально-психологического климата

Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того, чтобы конкретно судить обо всех аспектах СПК в коллективе, о мере эффективности его деятельности. По мнению Б.Д. Парыгина, естественно поэтому, что вопрос о роли социально-психологического климата, как фактора жизнедеятельности коллектива и личности требует специального рассмотрения [34, с. 110].

Н.П. Аникеева в рамках социальной организации правомерно выделяет два важнейших фактора СПК коллектива – это культура человеческих отношений, человеческого общения, с одной стороны, и культуре организации труда – с другой стороны. Таким образом, с учетом как глобальных, так и локальных компонентов макросреды можно вычленить следующие основные факторы социально-психологического климата первичного коллектива, выходящие по своему масштабу за его рамки:

1) система социальных отношений общественно-экономической формаций в целом;

2) социальные и социально-психологические тенденции современной научно-технической революции;

3) культура труда и управления в данной социальной организации;

4) и культура межличностных человеческих отношений и общения.

Названными факторами по ее мнению, разумеется, далеко не исчерпывается все многообразие детерминант, влияющих на психологический климат коллектива [6, с. 152]. Кроме того Б.Д. Парыгин указывает, на то что необходимо учитывать и взаимовлияние всех названных факторов, и их многократно опосредованное друг через друга воздействие на СПК первичного коллектива (рис. 7) [34, с. 164].

Рис. 7. Факторы социально-психологического климата

Также на структуру социально-психологического климата, по мнению Г. Поцепцова влияет уровень коммуникации между членами группы, так возможны следующие типы взаимного влияния на деятельность друг друга:

ü взаимное облегчение;

ü взаимное затруднение;

ü одностороннее облегчение;

ü одностороннее затруднение;

ü и независимость, что наблюдается крайне редко.

Это говорит о том, что существует психологическая совместимость людей в коллективе, особенно при выполнении ими совместной деятельности и общении. Даже почти не зная друг друга, люди в одной группе уже к одним членам группы испытывают симпатию, а к другим антипатию, проявляя, таким образом, готовность вступить в межличностные отношения, характер которых будет либо конструктивным, либо конфликтным [36, с. 420].

Исходя из основ межличностного взаимодействия в группе, и роли ее членов в его формировании, А.Я. Анцупов и Н.И. Леонов указывают на значительное влияние характера отношений в структуре психологического климата и роли продуктивного взаимодействия. При этом особая роль отводиться столкновением противоречий в групповых отношениях и способу их разрешения, что непосредственно влияет на психологический климат группы. Так, в конфликтной ситуации они выделяют три основных компонента:

1) в возникновении конфликтной ситуации всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностей или нормативных представлений сторон участников группового взаимодействия. При этом участники конфликта зачастую ощущают, что выигрыш первой стороны – это проигрыш для другой;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Развертывание темы
Задача – заинтересованность и включение детей в тему занятия, обеспечение возможности осмысления темы, содействие выходу на поверхность ранее не проявляемых чувств. На этом этапе необходимо побуждать каждого ребенка к высказыванию своей точки зрения. Важно дать детям понять, что занятия психологией требует полной включенности в работу, ...

“Телефон”
Цель упражнения: развитие способности к пониманию невербальных сигналов; знакомство с особенностями невербальных сигналов различных культур. Инструкция: Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул. «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и „говорить" по воображаемому телефону. При э ...

Методические приемы и техники в СПТ. Принципы организации тренинга. Технология моделирования успеха в общении
Рассматривая СПТ в целом как процесс считается целесообразным выделять три самостоятельные подпроцесса, у каждого из которых свои детерминанты, признаки и способы воздействия. Ими являются процесс обучения как основной, и как вспомогательные – групповая динамика и развитие личности. В задачу ведущего тренинг входят согласование подпроце ...