Структура, факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его формировании
Страница 5

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Структура, факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его формировании

2) в конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления (независимо от того, о чем идет речь), что является причиной выраженных отрицательных эмоций у участников взаимоотношений и становится часто основным препятствием в поиске разумного выхода из создавшегося положения;

3) конфликт также обязательно предполагает элемент конфликтного поведения участников группы – противодействия, возникающего при попытке решить противоречие.

А.Я. Анцупов указывает также на то, что любая конфликтная ситуация в групповых отношениях может быть описана с помощью основных параметров взаимодействия, это:

ü Ценности взаимодействия – любой вид взаимодействия наделяет его участников тем смыслом, который они для себя в нем видят или хотели бы видеть. Ценностная сторона взаимодействия личностей в коллективе, в сущности, ставит вопрос «зачем» или «ради чего». Независимо от того, формулируют ли сами участники взаимодействия для себя этот вопрос и дают ли на него осознанный ответ, у них всегда существуют доминирующие ценности, которые направляют их действия, создавая определенную модель их поведения во взаимодействии;

ü Интересы участников взаимодействия – каждый человек входит в ситуацию взаимодействия со своими интересами. Какие-то из них рассматривают для себя в качестве целей, без реализации которых данная ситуация перестает их удовлетворять;

ü Средства (способы, пути) реализации целей – наличие определенных целей предполагает и наличие или поиск соответствующих средств, способов, путей их достижения. Вопрос о способах затрагивает процессуальную сторону взаимодействия, его организацию – «как это делается»;

ü Потенциал участников взаимодействия – успешное решение задач взаимодействия предполагает, что его участники имеют уровень компетентности, сумму знаний, набор навыков (пусть самых простейших), физические возможности, необходимые для его осуществления, то есть их потенциал соответствует комплексу требований, предъявляемых взаимодействием;

ü Правила взаимодействия – то есть предполагаемый вклад каждого участника в общее взаимодействие, их ролевые обязанности, степень возможного участия каждого в принятии общих решений, правила «поведения» по отношению друг к другу и т. д. [7, с. 32 – 36].

По каждому из этих параметров взаимодействия, по словам Л.Н. Цой могут возникать противоречия и конфликтные ситуации. Исход конфликта в коллективе определяется особенностями ситуации, поведением его партнеров, а также его собственными личностными особенностями. Так успешное проведение переговорного процесса по разрешению возникшей конфликтной ситуации оказывается возможным только при соблюдении следующих условий:

I. прежде всего, взаимодействие партнеров должно быть для них значимым либо вынужденно необходимым, так или иначе они заинтересованы в его сохранении;

II. если взаимодействие для его участников не является ни необходимым, ни значимым, то они не дорожат им и, оказавшись перед лицом разногласий, возможно, предпочтут деструкцию и разрыв отношений;

III. участники конфликта должны осознать необходимость решения возникшей проблемы. Если кто-то из них вообще не признает, что в их взаимодействии существуют какие-то проблемы, это затрудняет переговоры или может сделать их проведение невозможным. Однако одного признания проблемы и необходимости ее решения недостаточно;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8