Структура, факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его формировании
Страница 2

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Структура, факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его формировании

Л.Я. Гозман считает, что развитие межличностных отношений принципиально важно для психологического климата группы, т.к. неблагополучное развитие взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращения числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи, к свертыванию коммуникативных связей до формально-необходимых и к нарушению обратной связи между участниками деятельности [18, с. 62].

Данную позицию разделяет Г.М. Андреева, показывая наиболее отчетливую картину, где отношения в группе могут быть разделены на общественные и межличностные, а также отношения опосредованные деятельностью и межгрупповые отношения [4, с. 74]. Ее взгляд на отношения межличностные и общественные определяется тем, что «…необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические отношения личности» [31, с. 80]. По утверждениям Андреевой человек одновременно способен реализовать два рода отношений: и безличностный, и личностный (таб. 3).

Таблица 3

Общественные отношения

Межличностные отношения

Носят безличный характер.

Строятся внутри безличных общественных отношений как второй ряд отношений, благодаря «диапазону возможностей для исполнения роли».

«…Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных ролей» .

«Это «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей»

«Индивид встречается с индивидом как представители определенных общественных групп».

В них «сталкивается непосредственно социальное и психологическое».

«Объективные общественные отношения обуславливают, в конечном счете, межличностные отношения».

«Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа».

Таким образом, отношения в коллективе задаются еще одним рядом отношений (кроме межличностных), отношений опосредованных совместной деятельностью. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу [4, с. 77]. В свою очередь, отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения (рис. 4).

Рис. 4. Структура социально-психологического климата

В конечном итоге, по мнению А.А. Бодолевым все многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным – его чувственное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами [10, с. 84].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Теории и законы памяти
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представи­тели разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибер­нетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопро­сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий 'и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, р ...

Определение и исследование сознания
По представлению физиологов, деятельность сознания, т. е. психическая деятельность, должна быть представляема как колоссально сложная система безусловных и условных рефлексов, прежде возникших и постоянно вновь образующихся, как огромная цепь восприятий, приносимых рецепторами в мозг, подвергающихся в нем анализу для выработки ответной ...

Структура компетентности в общении. Принципы СПТ
В социально-психологическом тренинге компетентность в общении рассматривается более широко: как сложное образование, в которое входят значения, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения; как система внутренних средств регуляции коммуникативных действий; как оринтерованность в общении, основанная на знаниях и ч ...