Структура, факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его формировании
Страница 2

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Структура, факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его формировании

Л.Я. Гозман считает, что развитие межличностных отношений принципиально важно для психологического климата группы, т.к. неблагополучное развитие взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращения числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи, к свертыванию коммуникативных связей до формально-необходимых и к нарушению обратной связи между участниками деятельности [18, с. 62].

Данную позицию разделяет Г.М. Андреева, показывая наиболее отчетливую картину, где отношения в группе могут быть разделены на общественные и межличностные, а также отношения опосредованные деятельностью и межгрупповые отношения [4, с. 74]. Ее взгляд на отношения межличностные и общественные определяется тем, что «…необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические отношения личности» [31, с. 80]. По утверждениям Андреевой человек одновременно способен реализовать два рода отношений: и безличностный, и личностный (таб. 3).

Таблица 3

Общественные отношения

Межличностные отношения

Носят безличный характер.

Строятся внутри безличных общественных отношений как второй ряд отношений, благодаря «диапазону возможностей для исполнения роли».

«…Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных ролей» .

«Это «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей»

«Индивид встречается с индивидом как представители определенных общественных групп».

В них «сталкивается непосредственно социальное и психологическое».

«Объективные общественные отношения обуславливают, в конечном счете, межличностные отношения».

«Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа».

Таким образом, отношения в коллективе задаются еще одним рядом отношений (кроме межличностных), отношений опосредованных совместной деятельностью. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу [4, с. 77]. В свою очередь, отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения (рис. 4).

Рис. 4. Структура социально-психологического климата

В конечном итоге, по мнению А.А. Бодолевым все многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным – его чувственное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами [10, с. 84].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Криминальная психология: психология преступного деяния, феномен преступных групп, психология несовершеннолетних (преступников)
Психология преступного деяния . Начнем с вещей общеизвестных. Как вы знаете, преступлением является общественно опасное, виновное, наказуемое по закону деяние. Совокупность установленных уголовным законом признаков, характеризующих определенное общественно опасное деяние как преступление, образует состав преступления. В состав преступле ...

Роль игры в развитии словесно – логической памяти
Проблема памяти (наряду с проблемами мотивации и мышления) является одной из центральных в воспитании и обучении. Память выступает в учебной деятельности школьника и как результат процесса усвоения материала (который прорабатывается для того, чтобы быть запомненным), и как условие для последующей мыслительной проработки новых сведений ( ...

Возрастные исследования развитие мышления подросткового и юношеского возраста
Между одиннадцатью и семнадцатью годами дети осваивают различные понятия сохранения, а также начинают выполнять и другие логические манипуляции. Например, они могут распределять объекты по одному их признаку: по высоте или весу. У детей в этом возрасте формируется также мысленное представление о последовательности действий. Ж. Пиаже, х ...