IV. участники конфликта должны также осознавать общность своих интересов в решении возникшей проблемы, осознавать, что только совместными усилиями они могут решить эту проблему;
V. следующим важным фактором является готовность участников конфликта к признанию позиции другого и его интересов. Партнеры должны прийти к пониманию необходимости принятия во внимание интересов друг друга, в противном случае их усилия будут направлены исключительно на отстаивание своей собственной позиции;
VI. характер урегулирования конфликтов интересов определяется возможностями их совместимости. Если интересы участников конфликтной ситуации признаются несовместимыми, возможны только компромиссные решения – соглашение на основе уступок;
VII. конфликт несоответствия потенциала человека требованиям деятельности может быть разрешен либо расширением потенциальных возможностей человека, либо изменением характера требований, предъявляемых к нему;
VIII. конфликты, которые имеют в своей основе разногласия, касающиеся средств достижения целей или правил взаимодействия, его норм, подлежат урегулированию через согласование представлений и норм. Согласование может осуществляться на основе компромисса, формулирования новых норм, поиска иных, взаимоприемлемых вариантов решения и т. д. [52, с. 107 – 109].
Исходя из параметров взаимодействия и условий разрешения конфликтных ситуаций, А.Я. Анцуповым и Н.И. Леоновым выделяются следующие типы конфликтов в коллективе и способы их урегулирования (таб. 4).
Таблица 4
Типы конфликтов и способы их урегулирования в коллективе
Типы конфликтов |
Способы урегулирования |
Конфликт ценностей |
Отделение от сферы взаимодействия, сосуществования. Определение условий сосуществования. |
Ресурсный конфликт |
Компромиссные решения, определяющие порядок использования ресурса. |
Конфликт интересов |
Интегративные или компромиссные решения, создающие возможность полной или частичной реализации интересов обеих сторон. |
Конфликт средств достижения целей |
Интегративные или компромиссные решения, определяющие порядок организации совместной деятельности или взаимодействия. |
Конфликт потенциалов |
Интегративные или компромиссные решения, ориентированные либо на перспективы расширения потенциала, либо на пересмотр предъявляемых требований. |
Конфликт норм |
Интегративные или компромиссные решения, пересматривающие или уточняющие нормы взаимодействия. |
Таким образом, через определенное установление и поддержание нормативных параметров группы, установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межличностных отношений, интеграция и идентификация индивидов, а также организации рационального взаимодействия людей в условиях провоцирующих противодействие и психологическую напряженность обеспечивает разрешение конфликтных ситуаций [7, с. 45].
Практика социальной работы с детьми алкоголиков в
Сосенском муниципальном центре социальной помощи семье и детям «Ровесник». Система работы с детьми из семей
алкоголиков в Социально-реабилитационном
Сосенский муниципальный центр социальной помощи семье и детям «Ровесник» открыт Постановлением Главы МО в сентябре 2001 года. Учредителем Центра «Ровесник» является Администрация МО «г. Сосенский»
Цель создания:
Предоставление комплексной помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях и нуждающимся в социальной подде ...
Почему так поступают подростки и дети
Анна Фрейд считает, что первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка. Абрахам пишет о преобладании чувства, что субъектом пренебрегают, его обижают или не хотят. Один теоретик установил 7 категорий, объясняющих воровство у детей, занимающихся этим хрон ...
Особенности лечебного воспитания
Лечебное воспитание – это лечения при помощи воспитания и обучения.
Начиная с 70-х годов специалисты все больше склоняются к тому, что главное лечение аутичного ребенка – это лечение обучением. Нам хотелось бы, однако, уточнить эту формулировку. Дело в том, что такого ребенка недостаточно просто учить: мы знаем, что даже успешное накоп ...