Заключение
Страница 1

Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов:

1. Исходя из анализа современного состояния проблемы социально-психологического климата, как интегрального состояния коллектива включает в себя целый комплекс различных характеристик, но можно констатировать, что развитие этой проблемы характеризуется тенденцией в оптимизации отношений между личностью и коллективом, где существует постоянная необходимость в обеспечении нормальной жизнедеятельности данной системы без общей потери его потенциала и атмосферы;

2. Основными факторами и показателями социально-психологического климата являются межличностные отношения, возникающие в существующем коллективе, включенность в совместную деятельность, степень причастности к жизни данного коллектива. Немаловажными составляющими является также самочувствие личности, отношение этой личности к делу и окружающим его людям;

3. Из основных наиболее значимых положений в изучении педагогического коллектива, которые рассматриваются в научной литературе, следует отметить, что социально-психологический климат педагогического коллектива определяется их работоспособность, психологическим самочувствием, сформировавшимся под эмоциональным настроем. Следствием нормативного рабочего самочувствия является чувство единства в рабочей атмосфере и высокий уровень профессиональных педагогических способностей;

4. В нашем экспериментальном исследовании была поставлена гипотеза о том, что существует связь между социально-психологическим климатом школьного коллектива и его составляющими, такими как уровень эмпатии, социометрический статус, стиль руководства коллективом, степень эмоционального выгорания, направленностью личности и включенности в межличностные отношения. В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась частично. Данные, полученные в результате проведенного эксперимента, достоверно показали, что наиболее тесные связи возникли лишь на уровне социометрического статуса, направленностью личности и включенностью в межличностные отношения;

5. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться в учебной и образовательной деятельности педагогов, в работе уже практикующих учителей, кроме того, результаты исследования помогут работникам отдела кадров в педагогических учреждениях подобрать высоко квалифицированный персонал.

Приложение 1

Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе, разработали О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто

Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов коллектива”.

Инструкция: Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе. Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

внимательно ознакомится с вариантами ответов.

выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению.

Тестовый материал:

I. Отметьте с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?

1. Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди.

2. В нашем коллективе есть всякие люди.

3. Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.

II. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

1. Нет, конечно.

2. Скорее нет, чем да.

3. Не знаю, не задумывался об этом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на формирование социально-психологического климата
Проблема формирования социально-психологического климата педагогического коллектива стояла остро всегда, но еще острее стоит вопрос о создании в нём такого настроения, чтобы их профессиональная деятельность, т.е. учебно-воспитательный процесс был наиболее эффективным. Психологический климат коллектива педагогов рассматривался такими ис ...

Алкогольные мифы
Может быть незнание детьми и подростками свойств алкоголя нельзя признать одной из главных причин потребления ими спиртных напитков, но и отрицать вред такого незнания не приходится. О полном отсутствии у значительной части молодёжи элементарных сведений о свойствах алкоголя свидетельствуют данные опроса учащихся техникумов, проведённог ...

Доминирующий тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) учителю необходимо очень осторожно вступать и диалог с родителями; детей доминирующего социально-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно переходить к обсуждению негативного в поведении ребенк ...