Заключение
Страница 1

Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов:

1. Исходя из анализа современного состояния проблемы социально-психологического климата, как интегрального состояния коллектива включает в себя целый комплекс различных характеристик, но можно констатировать, что развитие этой проблемы характеризуется тенденцией в оптимизации отношений между личностью и коллективом, где существует постоянная необходимость в обеспечении нормальной жизнедеятельности данной системы без общей потери его потенциала и атмосферы;

2. Основными факторами и показателями социально-психологического климата являются межличностные отношения, возникающие в существующем коллективе, включенность в совместную деятельность, степень причастности к жизни данного коллектива. Немаловажными составляющими является также самочувствие личности, отношение этой личности к делу и окружающим его людям;

3. Из основных наиболее значимых положений в изучении педагогического коллектива, которые рассматриваются в научной литературе, следует отметить, что социально-психологический климат педагогического коллектива определяется их работоспособность, психологическим самочувствием, сформировавшимся под эмоциональным настроем. Следствием нормативного рабочего самочувствия является чувство единства в рабочей атмосфере и высокий уровень профессиональных педагогических способностей;

4. В нашем экспериментальном исследовании была поставлена гипотеза о том, что существует связь между социально-психологическим климатом школьного коллектива и его составляющими, такими как уровень эмпатии, социометрический статус, стиль руководства коллективом, степень эмоционального выгорания, направленностью личности и включенности в межличностные отношения. В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась частично. Данные, полученные в результате проведенного эксперимента, достоверно показали, что наиболее тесные связи возникли лишь на уровне социометрического статуса, направленностью личности и включенностью в межличностные отношения;

5. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться в учебной и образовательной деятельности педагогов, в работе уже практикующих учителей, кроме того, результаты исследования помогут работникам отдела кадров в педагогических учреждениях подобрать высоко квалифицированный персонал.

Приложение 1

Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе, разработали О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто

Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов коллектива”.

Инструкция: Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе. Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

внимательно ознакомится с вариантами ответов.

выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению.

Тестовый материал:

I. Отметьте с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?

1. Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди.

2. В нашем коллективе есть всякие люди.

3. Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.

II. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

1. Нет, конечно.

2. Скорее нет, чем да.

3. Не знаю, не задумывался об этом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Группы риска. Социальная предрасположенность
Истоки преступного поведения, утверждают специалисты, находятся в семье, в сфере отношений ребенка с родителями. Мать — алкоголичка или проститутка, папаша — наркоман или рецидивист; неполные семьи — что для малыша может быть страшнее? Но, в конечном счете, судьбу его решает не запойная мать, не отец, изрисованный татуировками, а эмоцио ...

Анализирующий этап результатов деятельности.
Педагогу необходимо осознавать результаты своей деятельности. Процессы осознания присутствую в условиях каждой проблемной ситуации, и сознательное постижение проблемы открывает ее для последующего мышления. В этом смысле осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации то рефлексия, напротив, члени ...

Помните о Ваших способностях!
Во всяком деле 80% успеха зависит от руководителя и только 20% - от подчиненных. Почему многие женщины считают, что не могут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к должности руководителя? Или почему при исполнении своих обязанностей они могут испытывать деформацию своей личности? Потому, что они оценивают свои профессиональн ...