полностью положительное - психологический климат трактуется как весьма благоприятный;
положительное - в целом благоприятный;
полностью отрицательное - совершенно неудовлетворительный;
отрицательное - в целом неудовлетворительный;
противоречивое, неопределенное - тенденции противоречивы и неопределенны.
Приложение 2
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом, разработали В.П. Захаровым на основе опросника А.П. Журавлева
Инструкция: "Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком "+" под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов".
Тестовый материал:
1.
Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
2.
Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда, ни просит.
Приказывает так, что хочется выполнить.
Приказывать не умеет.
3.
Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
4.
Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
5.
Наверно, он консервативен, так как боится нового.
Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
6.
На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это.
Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7.
Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
Ответственность распределяет между собой и своими подчиненными.
Руководитель единолично принимает или отменяет решения.
8.
Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
9.
Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10.
Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
11.
В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
Общая характеристика РДА
Ранний детский аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.
Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от ...
Заключение.
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Карл Маркс и Франк Энгельс отмечали в связи с этим: «…действительное духовное богатство индивида всецело зависеть от богатства его действительных отношений…». Исторический опыт и повседневная практ ...
Конфликт и его влияние на социально – психологический климат в коллективе
Конфликты – неотъемлемая составляющая часть функционирования любой организации. Конфликты создают напряжённые отношения в коллективе, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на «выяснение отношений», тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии и, соответственно, на социально – психологическом кли ...