Объект: Ольфакторное воздействие как способ регуляции психического состояния.
Предмет: Опосредующее влияние гендера и перцептивной модальности на изменение психического состояния под воздействием запаха.
Цель: Исследование влияния перцептивной модальности и гендера на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха.
Задачи исследования:
1. Определить доминирующую перцептивную модальность испытуемых;
2. Определить гендер испытуемых;
3. Изучить воздействие запахов разных классов на изменение глубины и знака психического состояния;
4. Оценить изменение глубины и знака психического состояния испытуемых с разными доминирующими перцептивными модальностями и гендерами под воздействием запахов разных классов.
Описание методов исследования
Наблюдение, беседа
На первоначальном этапе исследования использовался метод включенного наблюдения и самонаблюдения с целью сбора информации по теме. Наблюдение проводилось в местах, где возможно было проследить за поведением людей в реальных условиях воздействия запахов. Это были продуктовые магазины (запахи рыбы, выпечки, мяса, свежих овощей), кинотеатры (запах попкорна), больницы (запахи медикаментов, хлора) и др. Запахи выпечки побуждали людей, зашедших в магазин за овощами, купить хлебобулочные изделия. Состояние людей, некоторое время находящихся в больнице и вдыхающих запах хлора и медикаментов, заметно ухудшалось: появлялась слабость, спад настроения, нервозность. Таким образом, в ходе включенного наблюдения и бесед с людьми за большой промежуток времени установлено, что на изменение психического состояния большое влияние оказывают запахи различных классов.
Эксперимент
На втором этапе исследования проводился лабораторный эксперимент с целью изучения влияния запахов на изменение психического состояния. В ходе эксперимента сделана попытка доказать, что вне зависимости от доминирующей перцептивной модальности, но в зависимости от гендера испытуемых, запахи разных классов будут оказывать определенное влияние на изменение глубины и знака психического состояния.
Описание методик исследования
Методика САН
Используется для определения функционального состояния испытуемого (а именно – самочувствия, активности и настроения) под влиянием воздействия запахами разных классов в естественных условиях.
В данной методике испытуемому предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. В каждой паре необходимо выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает состояние испытуемого, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
История проблемы
Согласно предложенной Дж. Локком метафоре, разум новорожденного чист, как белая бумага, и только с помощью опыта разум приобретает все свое содержание («идеи»). Ч. Дарвин придал современную форму аргументам защитников природы в полемике о роли природы и воспитания в развитии человека, твердо указав место человеческого разума в координат ...
Женщины и власть
Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать. (Петр Капица)
Руководство без власти не существует. Тот, кто управляет другими, автоматически приобретает власть над ними. Это само собой разумеется. Однако большинство женщин-руководителей считают эту власть отрицательной, ссылаясь на примеры из истории. Они рассматривают власт ...
Средства массовой
информации
Сведения о действии алкоголя ребёнок или подросток может черпать из самых различных источников, кроме того, что он сам увидит.
Тщательно проанализировав изображение различных событий, связанных с потреблением алкоголя в телевизионных программах США, группа учёных сделала ряд выводов. В изученных программах герои передач чаще выпивали с ...