Исследование влияния запахов на изменение эмоционального состояния в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Характеристика исследования
Страница 5

Психология » Влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха » Исследование влияния запахов на изменение эмоционального состояния в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Характеристика исследования

Материалы исследования: 144 блоттера; 48 бланков методик; 3 смеси запахов исследуемых классов, концентрированных в жидком виде на масляной основе (что предполагает наибольшую интенсивность запаха): цитрусовые (лимон, кардамон, апельсин); цветочные (кедр, лаванда); шипровые (табак, мох); 3 пипетки.

Этапы исследования

Первый этап – диагностика доминирующей перцептивной модальности и гендерной роли испытуемых с помощью соответствующих методик. Испытуемым в течение 20 минут предлагается ответить на вопросы методики 4 и 5, отпечатанных на индивидуальном бланке (см. приложение). После того, как работа окончена, бланки сдаются, экспериментатор благодарит испытуемых за сотрудничество.

Второй этап – исследование изменения психического состояния под воздействием цитрусового запаха, который, согласно гипотезе, повышает настроение, бодрит, тонизирует. Испытуемым раздаются бланки методик 1 (САН) и 2 («Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина) и предлагается в течение 15 минут ответить на предложенные вопросы, оценив свое состояние на данный момент. Экспериментатор в отдельной комнате, чтобы не нарушать чистоту эксперимента (не менять состав воздуха в аудитории), с помощью пипетки на каждый блоттер наносится по капле запаха. Блоттеры раздаются испытуемым. Предлагается понюхать блоттер. Затем экспериментатор просит испытуемых обратить внимание на свое эмоциональное состояние, зафиксировать изменения (если они произошли) и в течение 15 минут заполнить бланк методики 2.1 («Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина) и 3 (Психосемантический дифференциал). Блоттеры с запахами собираются. После того, как работа окончена, бланки сдаются, экспериментатор благодарит испытуемых за сотрудничество.

Третий этап - исследование изменения психического состояния под воздействием цветочного запаха, который, согласно гипотезе, расслабляет, успокаивает. Процедура эксперимента аналогична таковой на втором этапе.

Четвертый этап - исследование изменения психического состояния под воздействием шипрового запаха, который, согласно гипотезе, ухудшает настроение, самочувствие, провоцирует общее недомогание и слабость. Процедура эксперимента аналогична таковой на втором этапе.

Двукратное проведение методик 1 и 2 позволит сравнить результаты и сделать вывод относительно изменения психического состояния под воздействием запаха; проведение методики 3 после воздействия запахом позволит зафиксировать отношение испытуемого к запаху.

Обработка результатов исследования

На первом этапе проводилась диагностика доминирующей перцептивной модальности и гендерной роли испытуемых с помощью соответствующих методик: Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В); Методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцевой.

В результате определения гендерной роли испытуемых установлено, что из 48 испытуемых маскулинный гендер имеют 54% (26 человек), феминный – 46% (22 человека).

Диаграмма 1

При определении доминирующей перцептивной модальности установлено, что из 48 испытуемых 23% кинестетики (11 человек), 33% аудиалы (16 человек), 44% визуалы (21 человек).

Диаграмма 2

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Виды и функции воображения; этапы его развития
Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко[6] , в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач. Детям предлагалось послед ...

Понятие «социальная норма»
Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения. Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия. ...

Признаки уверенности и неуверенности.
Нужно попробовать вести себя в ситуации так, как ведут себя уверенные люди. Вот как описывают неуверенность авторы книги «Читать человека - как книгу» Дж.Ниренберг и Г.Калеро: «мы наблюдали это состояние много раз у тех, кому впервые в жизни приходилось сниматься на видео. Типичный для них жест - переплетенные пальцы рук, при этом больш ...