Исследование влияния запахов на изменение эмоционального состояния в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Характеристика исследования
Страница 5

Психология » Влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха » Исследование влияния запахов на изменение эмоционального состояния в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Характеристика исследования

Материалы исследования: 144 блоттера; 48 бланков методик; 3 смеси запахов исследуемых классов, концентрированных в жидком виде на масляной основе (что предполагает наибольшую интенсивность запаха): цитрусовые (лимон, кардамон, апельсин); цветочные (кедр, лаванда); шипровые (табак, мох); 3 пипетки.

Этапы исследования

Первый этап – диагностика доминирующей перцептивной модальности и гендерной роли испытуемых с помощью соответствующих методик. Испытуемым в течение 20 минут предлагается ответить на вопросы методики 4 и 5, отпечатанных на индивидуальном бланке (см. приложение). После того, как работа окончена, бланки сдаются, экспериментатор благодарит испытуемых за сотрудничество.

Второй этап – исследование изменения психического состояния под воздействием цитрусового запаха, который, согласно гипотезе, повышает настроение, бодрит, тонизирует. Испытуемым раздаются бланки методик 1 (САН) и 2 («Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина) и предлагается в течение 15 минут ответить на предложенные вопросы, оценив свое состояние на данный момент. Экспериментатор в отдельной комнате, чтобы не нарушать чистоту эксперимента (не менять состав воздуха в аудитории), с помощью пипетки на каждый блоттер наносится по капле запаха. Блоттеры раздаются испытуемым. Предлагается понюхать блоттер. Затем экспериментатор просит испытуемых обратить внимание на свое эмоциональное состояние, зафиксировать изменения (если они произошли) и в течение 15 минут заполнить бланк методики 2.1 («Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина) и 3 (Психосемантический дифференциал). Блоттеры с запахами собираются. После того, как работа окончена, бланки сдаются, экспериментатор благодарит испытуемых за сотрудничество.

Третий этап - исследование изменения психического состояния под воздействием цветочного запаха, который, согласно гипотезе, расслабляет, успокаивает. Процедура эксперимента аналогична таковой на втором этапе.

Четвертый этап - исследование изменения психического состояния под воздействием шипрового запаха, который, согласно гипотезе, ухудшает настроение, самочувствие, провоцирует общее недомогание и слабость. Процедура эксперимента аналогична таковой на втором этапе.

Двукратное проведение методик 1 и 2 позволит сравнить результаты и сделать вывод относительно изменения психического состояния под воздействием запаха; проведение методики 3 после воздействия запахом позволит зафиксировать отношение испытуемого к запаху.

Обработка результатов исследования

На первом этапе проводилась диагностика доминирующей перцептивной модальности и гендерной роли испытуемых с помощью соответствующих методик: Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В); Методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцевой.

В результате определения гендерной роли испытуемых установлено, что из 48 испытуемых маскулинный гендер имеют 54% (26 человек), феминный – 46% (22 человека).

Диаграмма 1

При определении доминирующей перцептивной модальности установлено, что из 48 испытуемых 23% кинестетики (11 человек), 33% аудиалы (16 человек), 44% визуалы (21 человек).

Диаграмма 2

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Женские дилеммы руководства
Руководить - значит сдерживать эти склонности в других. (Владимир Голобородько) Давно известно, что у женщин совсем иные, чем у мужчин, проблемы в деле руководства. Как правило, у них возникают следующие дилеммы: женщины и власть: мужчины часто пользуются властью в позиции руководителя, а женщины скорее отказываются от нее. Этот отказ ...

Основные виды умственных операций.
К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция. Сравнение. Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира называется сравнением. Когда мы смотрим на два предмета, мы всегда замечаем, в чем они похожи или в чем они различа ...

Четыре правила обращения с властью
Получив власть, рожденные летать, как правило, заводят всех в тупик, из которого потом приходится постепенно выводить рожденным ползать. (Валерий Николайчук) Даже если Вы не впитали инстинкт власти с материнским молоком, не стоит расстраиваться. Мы предлагаем Вашему вниманию четыре основных правила обращения с властью, которые помогут ...