Материалы исследования: 144 блоттера; 48 бланков методик; 3 смеси запахов исследуемых классов, концентрированных в жидком виде на масляной основе (что предполагает наибольшую интенсивность запаха): цитрусовые (лимон, кардамон, апельсин); цветочные (кедр, лаванда); шипровые (табак, мох); 3 пипетки.
Этапы исследования
Первый этап – диагностика доминирующей перцептивной модальности и гендерной роли испытуемых с помощью соответствующих методик. Испытуемым в течение 20 минут предлагается ответить на вопросы методики 4 и 5, отпечатанных на индивидуальном бланке (см. приложение). После того, как работа окончена, бланки сдаются, экспериментатор благодарит испытуемых за сотрудничество.
Второй этап – исследование изменения психического состояния под воздействием цитрусового запаха, который, согласно гипотезе, повышает настроение, бодрит, тонизирует. Испытуемым раздаются бланки методик 1 (САН) и 2 («Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина) и предлагается в течение 15 минут ответить на предложенные вопросы, оценив свое состояние на данный момент. Экспериментатор в отдельной комнате, чтобы не нарушать чистоту эксперимента (не менять состав воздуха в аудитории), с помощью пипетки на каждый блоттер наносится по капле запаха. Блоттеры раздаются испытуемым. Предлагается понюхать блоттер. Затем экспериментатор просит испытуемых обратить внимание на свое эмоциональное состояние, зафиксировать изменения (если они произошли) и в течение 15 минут заполнить бланк методики 2.1 («Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина) и 3 (Психосемантический дифференциал). Блоттеры с запахами собираются. После того, как работа окончена, бланки сдаются, экспериментатор благодарит испытуемых за сотрудничество.
Третий этап - исследование изменения психического состояния под воздействием цветочного запаха, который, согласно гипотезе, расслабляет, успокаивает. Процедура эксперимента аналогична таковой на втором этапе.
Четвертый этап - исследование изменения психического состояния под воздействием шипрового запаха, который, согласно гипотезе, ухудшает настроение, самочувствие, провоцирует общее недомогание и слабость. Процедура эксперимента аналогична таковой на втором этапе.
Двукратное проведение методик 1 и 2 позволит сравнить результаты и сделать вывод относительно изменения психического состояния под воздействием запаха; проведение методики 3 после воздействия запахом позволит зафиксировать отношение испытуемого к запаху.
Обработка результатов исследования
На первом этапе проводилась диагностика доминирующей перцептивной модальности и гендерной роли испытуемых с помощью соответствующих методик: Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В); Методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцевой.
В результате определения гендерной роли испытуемых установлено, что из 48 испытуемых маскулинный гендер имеют 54% (26 человек), феминный – 46% (22 человека).
Диаграмма 1
При определении доминирующей перцептивной модальности установлено, что из 48 испытуемых 23% кинестетики (11 человек), 33% аудиалы (16 человек), 44% визуалы (21 человек).
Диаграмма 2
Стратегия взаимной поддержки
Надо избегать двух видов людей: тех, в ком ты не нуждаешься, и тех, кто в тебе не нуждается. (Веселин Георгиев)
Одно из важнейших качеств женщины - уметь радоваться разнообразию жизни и относиться к себе как к женщине, которая хочет чего-то достичь. Однако мы не советуем строить свою карьеру "методом короткой юбки". Это, коне ...
Особенности дошкольного возраста и роль сказки в формировании личности
дошкольника. Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
Известно, что дошкольное детство определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий м ...
Союзники: найти и уметь обходиться с ними
В рай принимают не по заслугам, а по протекции, иначе вы остались бы за порогом, а впустили бы вашу собаку. (Марк Твен)
В то время как женщины еще раз исправляют свой доклад, печатают протокол последнего заседания или объясняют новому коллеге компьютерную программу, мужчины во всю устанавливают новые связи: важный деловой обед, посещен ...