Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
Самочувствие здесь рассматривается как ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния и служит для оценки в целом психического состояния. Может быть представлено в виде как некоторой обобщающей характеристики (плохое, среднее, хорошее), так и локализованных по отношению к определенным органам, системам и функциям переживаний: ощущениями дискомфорта в различных частях тела, трудностью выполнения определенных моторных когнитивных актов и т.д.
Активность здесь характеризуется в большой степени обусловленностью производимых действий, спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действования. Для активности характерна произвольность, то есть, наличие цели, а также значительной устойчивостью деятельности в отношении принятой цели.
Настроение здесь определяется как сравнительно продолжительные, устойчивые состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Сформировавшиеся настроения, в свою очередь, способны влиять на непосредственные эмоциональные реакции по поводу происходящих событий, меняя соответственно направление мыслей, восприятие и поведение человека.
«Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина
Позволяет определить показатель реактивной тревожности испытуемого и уточнить, как он чувствует себя в настоящий момент.
В настоящем исследовании используется только первая из двух частей опросника, позволяющая определить реактивную тревожность испытуемого. Данная шкала содержит 20 утверждений. Испытуемому дается инструкция: «Читайте внимательно утверждения и для каждого из них выбирайте одно из положений:
1- Нет, это не так.
2- Пожалуй, так.
3- Верно.
4- Совершенно верно.
Выбирать надо в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент».
Обработка результатов:
Рассчитывается pеактивная тpевожность по следующей фоpмуле:
Из суммы баллов утвеpждений 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18 вычитается сумма баллов утвеpждений 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20 и пpибавляется коэффициент 50.
Показатели для pеактивной тpевожности:
низко-тpевожные = 20-30
умеpенно-тpевожные = 30-45
высоко-тpевожные = выше 45
Тревожность здесь рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги. Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога проявляется ощущением беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факторами, преувеличение их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.
Специфические особенности психологии российского
предпринимателя при сравнении с зарубежным
Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особ ...
Исследование соответствия конфликтной динамики младших школьников и форм
регулирования конфликтов на уроке
Вопрос об адекватности конфликтных форм или адекватности способов регулирования детских конфликтов, реализуемых учителем на уроке, является центральным и затрагивает проблему конфликтной компетентности учителя. Последовательность образовательных «встреч» ребенка и учителя или конфликтная динамика детей младшего школьного возраста на уро ...
Новообразования
дошкольного возраста
В раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с точки зрения Л.С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память.
Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные про ...