Исследование влияния запахов на изменение эмоционального состояния в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Характеристика исследования
Страница 4

Психология » Влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха » Исследование влияния запахов на изменение эмоционального состояния в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Характеристика исследования

«Да»: 1 – 10

«Нет»: 11 – 15

Затем сырые баллы переводятся в стандартные оценки девятибалльной шкалы: 0-1; 1-1; 2-1; 3-1; 4-1; 5-2; 6-3; 7-5; 8-5; 9-6; 10-8; 11-8; 12-9; 13-9; 14-9; 15-9. Низкие оценки в 1-3 балла, средние – 4-6, высокие – 7-9. Высокие оценки (6, 7, 8, 9) свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие (1, 2, 3, 4, 5) – по женскому.

Методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцевой

Позволяет диагностировать ведущую модальность: аудиальную, визуальную, кинестетическую. Это дает возможность сделать вывод о зависимости изменения эмоционального состояния при воздействии запаха от ведущей репрезентативной системы, а именно – только ли кинестетики подвластны таковым изменениям, или влияние запахов распространяется и на аудиалов, и на визуалов.

Испытуемому дается инструкция: «Отвечайте на предложенные вопросы «согласен» или «не согласен». В опроснике обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы ответили «согласен».

При обработке результатов проводится подсчет выделенных утверждений по каждому разделу с помощью ключа. Максимальное количество совпадений с ключом представляет собой ведущий тип перцептивной модальности.

Ключ к тесту:

· Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45

· Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48

· Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47

Контингент исследования

Выборку исследования составили юноши и девушки 16 - 17 лет, учащиеся 11 классов. Согласно данным анатомии и физиологии, в юношеском возрасте (использована периодизация Д. Б. Эльконина, по которой 15 – 17 лет относятся к ранней юности, старшему школьному возрасту) человек уже способен дифференцировать запахи, а также отражать и описывать изменения своего внутреннего состояния, однако еще не имеет жестких предпочтений в запахах, обусловленных прошлым социальным опытом (как в зрелом возрасте, например). Из 60 человек было отобрано 48 следующим способом: каждому из 60 была предложена смесь запахов (капля, с помощью пипетки нанесенная на блоттер) и предлагалось ответить на вопрос: «Чувствуете ли вы запах?». Количество человек, почувствовавших запах – 48: 24 юноши, 24 девушки. Все испытуемые не имеют специальных знаний по психологии, что важно для исключения профессиональной «деформации», проявляющейся в предвосхищении предмета, на изучение которого направлена та или иная методика и препятствующей проверке валидности и надежности полученных результатов.

Процедура исследования

Исследование состоит из четырех этапов и проводится в течение четырех дней на выборке из 48 человек. Промежуток между этапами равен 1 суткам. Исследование проводится во второй половине дня. Начало – в 13.00. Каждый этап исследования длится от 20 до 40 минут. Важным условием является предъявление не запахов определенного класса в чистом виде, а смеси их, что исключает ту ситуацию, при которой испытуемые будут ассоциировать запах с конкретным образом (лимоном) и описывать свое отношение к данному конкретному образу, что может нарушить процедуру исследования. В настоящем исследовании использовалась классификация запахов Г. Лавреновой. По ее теории, определенный эффект изменения психического состояния наступает уже в первые 10 секунд после воздействия запахом и сохраняется тем дольше, чем дольше происходит стимулирование. Следовательно, целесообразно оставить блоттеры с запахом у испытуемых с момента их предъявления до окончания эксперимента. В исследовании используются только три класса запахов (цитрусовые, цветочные и шипровые), так как именно они наиболее распространены и повсеместно встречаются в окружающем нас мире. Таким образом результаты исследования будут иметь практическую значимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Результаты эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги
Рассмотрим полученные результаты по представленным выше методикам. По данным исследования, проводимого со студентами мо методике Д. Гоулмана, результаты были суммированы, занесены в таблицу и распределены по четырем шкалам развития эмоционального интеллекта: общего эмоционального интеллекта (EQ), внутреннего эмоционального интеллекта, ...

“Какое вы блюдо?”
Цель упражнения: введение в изучение другой культуры, знакомство с традициями. Инструкция: Участники тренинга разбиваются на команды по признаку принадлежности к той или иной культуре. Размер группы должен быть примерно одинаковым, если одна из кльтурных групп намного больше, чем другая, ей следует также разделиться на несколько. Кажд ...

Экспериментальное исследование влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Задачи, методы и организация исследования
В данной работе нами поставлена цель – определить существует ли связь между стилями поведения школьного коллектива и составляющими социально-психологического климата. Мы исходим из предположения о том, что социально-психологический климат школьного коллектива зависит от таких его составляющих как уровень эмпатии, социометрического стату ...