Исследование влияния запахов на изменение эмоционального состояния в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Характеристика исследования
Страница 4

Психология » Влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха » Исследование влияния запахов на изменение эмоционального состояния в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Характеристика исследования

«Да»: 1 – 10

«Нет»: 11 – 15

Затем сырые баллы переводятся в стандартные оценки девятибалльной шкалы: 0-1; 1-1; 2-1; 3-1; 4-1; 5-2; 6-3; 7-5; 8-5; 9-6; 10-8; 11-8; 12-9; 13-9; 14-9; 15-9. Низкие оценки в 1-3 балла, средние – 4-6, высокие – 7-9. Высокие оценки (6, 7, 8, 9) свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие (1, 2, 3, 4, 5) – по женскому.

Методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцевой

Позволяет диагностировать ведущую модальность: аудиальную, визуальную, кинестетическую. Это дает возможность сделать вывод о зависимости изменения эмоционального состояния при воздействии запаха от ведущей репрезентативной системы, а именно – только ли кинестетики подвластны таковым изменениям, или влияние запахов распространяется и на аудиалов, и на визуалов.

Испытуемому дается инструкция: «Отвечайте на предложенные вопросы «согласен» или «не согласен». В опроснике обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы ответили «согласен».

При обработке результатов проводится подсчет выделенных утверждений по каждому разделу с помощью ключа. Максимальное количество совпадений с ключом представляет собой ведущий тип перцептивной модальности.

Ключ к тесту:

· Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45

· Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48

· Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47

Контингент исследования

Выборку исследования составили юноши и девушки 16 - 17 лет, учащиеся 11 классов. Согласно данным анатомии и физиологии, в юношеском возрасте (использована периодизация Д. Б. Эльконина, по которой 15 – 17 лет относятся к ранней юности, старшему школьному возрасту) человек уже способен дифференцировать запахи, а также отражать и описывать изменения своего внутреннего состояния, однако еще не имеет жестких предпочтений в запахах, обусловленных прошлым социальным опытом (как в зрелом возрасте, например). Из 60 человек было отобрано 48 следующим способом: каждому из 60 была предложена смесь запахов (капля, с помощью пипетки нанесенная на блоттер) и предлагалось ответить на вопрос: «Чувствуете ли вы запах?». Количество человек, почувствовавших запах – 48: 24 юноши, 24 девушки. Все испытуемые не имеют специальных знаний по психологии, что важно для исключения профессиональной «деформации», проявляющейся в предвосхищении предмета, на изучение которого направлена та или иная методика и препятствующей проверке валидности и надежности полученных результатов.

Процедура исследования

Исследование состоит из четырех этапов и проводится в течение четырех дней на выборке из 48 человек. Промежуток между этапами равен 1 суткам. Исследование проводится во второй половине дня. Начало – в 13.00. Каждый этап исследования длится от 20 до 40 минут. Важным условием является предъявление не запахов определенного класса в чистом виде, а смеси их, что исключает ту ситуацию, при которой испытуемые будут ассоциировать запах с конкретным образом (лимоном) и описывать свое отношение к данному конкретному образу, что может нарушить процедуру исследования. В настоящем исследовании использовалась классификация запахов Г. Лавреновой. По ее теории, определенный эффект изменения психического состояния наступает уже в первые 10 секунд после воздействия запахом и сохраняется тем дольше, чем дольше происходит стимулирование. Следовательно, целесообразно оставить блоттеры с запахом у испытуемых с момента их предъявления до окончания эксперимента. В исследовании используются только три класса запахов (цитрусовые, цветочные и шипровые), так как именно они наиболее распространены и повсеместно встречаются в окружающем нас мире. Таким образом результаты исследования будут иметь практическую значимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


“Какое вы блюдо?”
Цель упражнения: введение в изучение другой культуры, знакомство с традициями. Инструкция: Участники тренинга разбиваются на команды по признаку принадлежности к той или иной культуре. Размер группы должен быть примерно одинаковым, если одна из кльтурных групп намного больше, чем другая, ей следует также разделиться на несколько. Кажд ...

Обладание достаточной стрессоустойчивостью
В деятельности предпринимателя часто возникают ситуации, вызывающие нервные и эмоциональные перегрузки или, как говорят, стресс. Стресс – это обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его: в форме ощущения “пустоты в желудке” при необходимости сдавать ответственный экзамен; в форме раздражительности при необходи ...

Страхи, характерные для дошкольного возраста
Одной из характерных особенностей дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось? », «Зачем люди живут? ». В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на ...