Введение
Страница 3

– организация процесса учения-обучения зависит от целей, методов и форм обучения, и, следовательно, для его понимания необходим анализ реализации этих целей, методов и форм. Это обеспечивалось с одной стороны, предварительными интервью с учителями, ведущими урок о целях и методах данного урока, а с другой, анализом рассогласований общения и понимания на уроках;

– динамика содержания конфликтов может быть определена через собственно феноменальные столкновения и пробы разрешений, а также как результат опыта участников. Следовательно, для обеспечения адекватности исследования необходим анализ процессов разворачивания конфликтов различного содержания и характера;

– младший школьный возраст характеризуется рядом особенностей, которые необходимо учитывать при получении достоверной информации: с одной стороны – это утрата непосредственности, а с другой – высокая внушаемость и ориентация в ответах на мнение и ожидание взрослого. Проективные методики в наибольшей степени отвечают целям достоверности.

Учитывая эти особенности, выбраны следующие исследовательские методы:

1. сопоставительный анализ представлений о конфликте в философской, методологической, социологической, психологической литературе;

2. анализ реализации сценариев и интеракций уроков дискуссионоого типа;

3. включенное наблюдение;

4. критериально-ориентированная интерпретация конфликтов взаимодействий в ситуациях учения-обучения;

5. проективные методики: тематический рисунок и метод неоконченных предложений;

6. статистический анализ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что ситуация учения-обучения в младшем школьном возрасте впервые представлена как целостная модель, имеющая общее интегративное основание, в отличие от традиционных подходов, обсуждающих ее как ситуацию, ведущую только к развитию предметного мышления*. В работе представлен сравнительный анализ представлений о конфликте и его функциях в различных концепциях. Разработаны диагностические процедуры выявления факторов конфликта применительно к младшему школьному возрасту. Описана динамика конфликтов различного содержания и характера в младшем школьном возрасте. Выявлены и описаны три типа ориентации учителя по отношению к детским конфликтам в ситуациях учения-обучения: конгруэнтная содержанию детских конфликтов, конгруэнтная замыслу урока и игнорирующая детские конфликты.

Практическая значимость данного исследования состоит в разработке форм анализа рассогласований процессов общения и понимания на уроке дискуссионного типа. Техника анализа может быть применена для проектирования и рефлексии уроков такого типа. Разработанные диагностические методики определения содержания и характера конфликтов общения, понимания и самоотношения позволяют давать обоснованные рекомендации учителю об оптимизации процесса повышения предметной и коммуникативной компетентности

Имеется ввиду мышление, развивающееся на учебно-предметном материале детей младшего школьного возраста. Теоретические основания диссертационного исследования позволяют разрабатывать обучающие тренинговые программы с целями формирования конфликтной компетентности.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Эффективная организация учебного процесса с точки зрения формирования конфликтной компетентности учителя предполагает координацию двух типов содержания: учебно-предметного и содержания отношений, а также решение вопроса об адекватных материалу взаимодействия и целям учителя конфликтных феноменальных форм.

2. В ситуациях учения-обучения возможна реализация трех типов ориентации учителя по отношению к детским конфликтам: конгруэнтная содержанию детских конфликтов, конгруэнтная замыслу урока и игнорирующая детские конфликты.

3. В ситуации учения-обучения имеется не инвариант, но многообразие материала взаимодействия, имеющего в своей реализации общий интегративный механизм – конфликт. Многообразие материала взаимодействий при этом сводится к пяти конфликтным факторам, различающимся по материалу, предмету, инстанциям и характеру взаимодействия – синтезу или подавлению.

Страницы: 1 2 3 4


Исследование по определению общей направленности личности
Исходя из освещаемых эмпирических задач данного исследования, следующим нашим шагом стала диагностика по определению направленности личности, для этих целей мы использовали разработанную методику Б. Басса. В ходе диагностики мы получили данные, которые наглядно представлены в таблице 6 и на рисунке 13, индивидуальные показатели изображе ...

Обладание достаточной стрессоустойчивостью
В деятельности предпринимателя часто возникают ситуации, вызывающие нервные и эмоциональные перегрузки или, как говорят, стресс. Стресс – это обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его: в форме ощущения “пустоты в желудке” при необходимости сдавать ответственный экзамен; в форме раздражительности при необходи ...

Восприятие как психический познавательный процесс. Восприятие как деятельность
Рассмотрение восприятия и его свойств с позиций теории деятельности дает достаточно оснований заключить, что восприятие – процесс активный. В процессе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Фактически, образ является продуктом восприятия как познания. Так к ...