Введение
Страница 1

Одной из важнейших задач педагогической психологии является поиск, описание и экспериментальное обнаружение условий развития ребенка, которые приводят к возникновению новых способов деятельности, новых способностей, становлению самостоятельности и взрослению.

Разворачивающееся переустройство системы среднего образования диктует необходимость и правомерность такого поиска. В современной образовательной ситуации происходит восстановление ценностей развития, становления инициативности и самостоятельности ребенка, ищутся резервы амплификации возрастных возможностей детей и детства с точки зрения этих ценностей.

В последние десятилетия широкое распространение получили педагогические программы, созданные психологами и ориентированные на четко оформленные критерии развития детских способностей. В контексте настоящего исследования важно подчеркнуть смену критериев продуктивности педагогических программ с традиционных знаний, умений и навыков на становящиеся способы действий, в том числе и надпредметные, интегративные. Необходимо подчеркнуть не только чисто образовательную но и воспитательную направленность таких программ.

Так, в практике реализации программ развивающего обучения используется как один из основных критериев эффективности уровень сформированности определяющей рефлексии, а также умение учиться большое внимание здесь уделяется становлению детской инициативности; в программе «Золотой ключик», например, степень развития воли как ядерного новообразования возраста; в программе «Развитие» – степень развития способности наглядного моделирования и развитие перцептивных средств – сенсорных эталонов.

Эти тенденции касаются целенаправленного конструирования специфических человеческих способностей и свойств. Говоря словами Л.С. Выготского – высших психических функций. Именно педагогическая практика порождает их, в частности – практика систематического обучения в школе.

Необходимо отметить, что при принципиальной решенности проблемы соотношения обучения и развития, а также проблемы содержания обучения в младшем школьном возрасте встает вопрос о распредмечивании процессов «живого» межличностного взаимодействия, опосредствованного учебным предметом, вопрос о «клинике» этих процессов. Ведь в школе встречаются не ученик и учитель, а люди, – взрослые и дети, взрослый и детский миры, такие, какими они сложились к настоящему историческому и социокультурному времени. От того, как и где происходит «встреча», ребенка и взрослого, зависит собственно образовательный эффект, реализация основной функции педагогики – воспроизводства сущностных сил человека. Изучение процессов межличностного взаимодействия, опосредствованных учебным предметом, известно как изучение соотношения социальных взаимодействий и обучения.

Принципиально позиция взрослого как учителя в традиции культурно-исторической концепции рассматривается как проблема посредничества. Посредничество, по мнению Выготского Л.С., а вслед за ним, и многих других, имеет две плоскости рассмотрения одну – социальную, распределенную между детьми и взрослым воспроизводимую деятельность, вторую – индивидуальную, внутреннее противоречие наличной и идеальной формы взрослости. Одновременно с этим, ребенок несвободен от предшествующего актам учения субъективного опыта и его противоречий, а также от противоречий собственного опыта с условиями обучения. Механизм инициирования и разрешения этих противоречий как специфических, сложных и неоднородных «внешне-внутренних» содержательных напряжений, разрешающихся в актах общения и коммуникации с учителем и учениками, не являлся предметом прямого исследования в рамках образовательного пути ребенка младшего школьного возраста. Одновременно с этим, понятие такого механизма с одной стороны, пока не имеет четких границ, а с другой, не операционализировано для анализа процесса учения-обучения.

Целями настоящего исследования являются: 1) определение представления о конфликте как механизме инициирования и разрешения противоречий процесса учения-обучения и инструментальных функций конфликта; 2) экспериментальный анализ содержания и динамики конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте.

Страницы: 1 2 3 4


Факторы биологического и социального развития личности
Определение природы взаимосвязи между биологическим развитием человека и его поведением в обществе является предметов горячих споров. Некоторые учёные, называемые социобиологами, предполагают, что генетические факторы оказывают более значительное влияние на человеческое поведение, чем считалось до сих пор. В частности, они настаивают, ч ...

Выводы
В данной главе мы провели эмпирические исследования на основе двух методик: методика диагностики направленности личности в общении и методики диагностики межличностного общения в группе. Результаты исследования показывают как меняется направленность личности с течением обучения в ВУЗе. На первом и втором курсе студенты ориентированы н ...

Сензитивный тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) учащихся этого типа, если они хорошо учатся, следует привлекать к оказанию помощи отстающим, что они делают с удовольствием, приобретая при этом авторитет среди одноклассников; б) в отдельных ситуациях правдивые и искренние высказывания таких детей или же попытка с их стороны найти справедливое разреше ...