Введение
Страница 2

Задачи исследования.

1. Анализ подходов к изучению конфликта как механизма инициирования и разрешения противоречий и функций конфликта в отношении к ситуациям учения-обучения.

2. Экспериментальное выделение материала, предмета и характера столкновения деятельностей учителя и ученика в ситуациях учения-обучения.

3. Определение диагностических признаков конфликтов различного содержания и характера.

4. Разработка процедур диагностики конфликтов различного содержания и характера.

5. Определение динамики конфликтов различного содержания и характера у младших школьников методом поперечных срезов.

6. Анализ динамики конфликтов детей младшего школьного возраста.

7. Анализ адекватности конфликтных феноменальных форм урока материалу дискуссионного взаимодействия и целям учителя.

Объектом настоящего исследования являются конфликты ситуаций учения-обучения в младшем школьном возрасте на дискуссионных уроках, построенных в рамках концепции развивающего обучения.

Выбор объекта исследования произведен по следующим основаниям.

Во-первых, младший школьный возраст является лирическим, стабильным и по своему содержанию представляет преимущественное освоение ребенком операционально-технической стороны универсума человеческой деятельности, в отличие от ее мотивационно-смысловой стороны. В этом возрасте становятся культурные способы действия с учебно-предметным материалом, способы его нормативной организации. Принципиальным механизмом освоения способов действия с предметом является опробование. Через пробы организации детьми учебно-предметного материала и материала отношений со сверстниками и учителем можно представить нормативную для данного возраста динамику становления культурных способов действий и складывания определенности отношений. Новые способы действий и отношений становятся всякий раз в «живых» столкновениях и взаимодействиях, через личностные пробы организации детьми учебно-предметного материала и материала отношений.

Во-вторых, инициирование и разрешение противоречий учебно-предметного материала и материала учебных коммуникаций является в программе развивающего обучения специальным педагогическим замыслом, т.е. педагог ищет «встречи» с ребенком и его деятельностью с одной стороны, и работает над обеспечением «встречи» ребенка с учебно-предметным содержанием, с другой. Это значит, что в реализации программ, построенных на идеях теоретического обобщения мы можем наблюдать конфликты формирования предметной и коммуникативной компетентности.

Однако, при реализации программы учитель сталкивается не только с конфликтами, организованными на учебно-предметном содержании, спроектированными в программе ее разработчиками, но еще и со специфически пройденной возрастной динамикой конкретных детей, с их ненормативными вопросами и ситуациями. Под содержанием обучения предлагается понимать не только знания, подлежащие усвоению и способы умственной работы, но и способы установления межличностных и аутоотношений. «Межличностные отношения «даны» во взаимодействии: они определяют как тот тип взаимодействия, который возникает в данных конкретных условиях, так и степень выраженности этого типа взаимодействия».

Предметом настоящего исследования является динамика содержания и характера проб разрешения противоречий процесса учения-обучения и спонтанно формирующаяся конфликтная компетентность детей младшего школьного возраста

Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что содержание проб разрешения противоречий и спонтанная конфликтная компетентность, формирующаяся на уроке в младшем школьном возрасте, имеет следующую динамику: от разрешения конфликтов определенности в отношениях с учителем, через становление конфликтного аспекта учебно-предметной компетентности, к разрешению конфликтов принадлежности и самоценности. Период второго-третьего классов характеризуется сменой содержания конфликтов, а период третьего-четвертого классов характеризуется несоответствием конфликтных форм урока и содержания спонтанных детских конфликтов этого периода.

Методы исследования содержания проб организации противоречий учебно-предметного материала и материала отношений в младшем школьном возрасте включают в себя ряд особенностей:

Страницы: 1 2 3 4


Сравнительная характеристика результатов диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы
Проведем статистическую обработку для уточнения гипотезы: проверим, существуют ли различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ при помощи критерия U – углового преобразования Фишера (см. Приложение 1.). При обработке данных, полученных при помощи методики «Эмоциональное выгорание», с помощью критерия U – у ...

Проявление воссоздающего воображения
Введение: Методика «Воссоздающее воображение» представлена в книге «Практикум по детской психологии» Урунтаевой Г.А, Афонькиной Ю.А. ЦЕЛЬ: сравнение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста . ОБЪЕКТ: воссоздающее воображение ПРЕДМЕТ: воссоздающего воображения в речевой и изобрази ...

Лицо – зеркало человека
Известный западный специалист в области физиогномики, психолог Родней Дейвис рекомендует кадровым работникам использовать в своей работе данные житейской психологии. К примеру, проводя беседу с тем или иным соискателем, обращать внимание на строение его лица (носа). Идеальными считаются пропорции, при которых нос составляет ровно треть ...