Введение
Страница 4

4. Разрешение конфликтов в младшем школьном возрасте происходит через опробование участниками способов организации материала в высказываниях и представляет собой динамику пяти факторов конфликта. В начале возрастного периода дети разрешают преимущественно конфликты становления определенности в отношениях с учителем и конфликты учебно-предметного содержания, затем, к концу второго – началу третьего класса, для них становятся актуальны конфликты принадлежности и конфликты самоценности.

5. Младший школьный возраст с учетом содержания конфликтов представляет собой два периода: первый-второй класс и третий-четвертый класс. Первый период с точки зрения соотношения содержания конфликтов и условий обучения можно назвать уместным продуктивно-конфликтным периодом. Второй период с этой же точки зрения можно назвать неуместным непродуктивно-конфликтным периодом. Переход между периодами является специфически кризисным, поскольку характеризуется сменой опор детского самочувствия на уроке.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на следующих конференциях и семинарах: 1. Научный семинар лаборатории проблем психологии развития ПИ РАО 2. Первая и вторая российская конференции по педагогике развития 3. Сибирская научно-практическая конференция по проблемам развивающего обучения 4. II-nd and III-d Annual International Conflict Resolution Conference 5. Результаты научных исследований докладывались и обсуждались на научном семинаре кафедры психологии развития КГУ. 6. На теоретических основаниях диссертации разработан и проведен образовательный спецкурс для учителей ЭШК «Универс» «Методика психологического анализа урока», с использованием результатов исследования.

Структура, объем и краткое содержание исследования. Диссертационная работа изложена на 126 страницах, включает 10 таблиц и 2 рисунка. Библиография содержит 90 названий. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и 7 приложений.

В первой главе приведен анализ психологических подходов к конфликту, имеющих образовательный смысл и обосновывается положение об универсальности конфликтного механизма для понимания содержания проб организации учебно-предметного материала и материала отношений. Проведен анализ имплицитных представлений о конфликте как механизме развития и его функциях. Результаты анализа обобщены в сравнительной таблице подходов через систему поляризаций и характеристик определений.

Во второй главе приводится анализ экспериментально инициированных конфликтов взаимодействия: от морфологии материала к анализу реальных столкновений. Здесь же приводится «вскрытие» и анализ конфликтной структуры ситуации учения-обучения младшего школьника через экспериментальное изучение переговоров между детьми, описаны техника анализа и разработанные диагностические методики. Затем приведен анализ протоколов дискуссионных уроков с точки зрения конфликтной структуры ситуаций учения-обучения, после чего прослежена динамика содержания конфликтов методом поперечных срезов. В завершении главы приведен анализ адекватности конфликтных форм урока содержанию и характеру возникающих детских конфликтов, а также приведен сопоставительный количественный и качественный анализ данных динамики конфликтов ситуаций учения-обучения и динамики способов урегулирования детских конфликтов, применяемых учителем на уроке.

В заключении приведены выводы о динамике содержания конфликтов ситуаций учения-обучения, о выделении двух периодов младшего школьного возраста: продуктивном и непродуктивном с точки зрения соответствия конфликтных феноменальных форм урока и содержания детских конфликтов; сделан вывод о преимущественно игнорирующей ориентации учителя в отношении конфликтов принадлежности и самоценности и преимущественной ориентации учителя на замысел урока в регулировании конфликтов учебно-предметного содержания.

Страницы: 1 2 3 4 


Рекомендации.
Исходя из полученных в ходе нашего исследования данных, можно мы предлагаем следующие рекомендации: Довести до сведения преподавателей полученные результаты. Провести беседу относительно выявленных различий. При чтении курсов «социальная психология» и «психология труда» обратить особое внимание на значение этих теоретических дисциплин ...

Выводы
Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Главную особенность взаимодействия составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного ...

Сущность и характеристика подходов к социально-психологическому тренингу общения. Определение понятия «общение» в СПТ
Автор термина «социально-психологический тренинг» М. Форверг. В литературе кроме этого, существует ряд других названий - группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения т.д. Но СПТ сегодня является самым употребляемым и наиболее устойчивым термином. Тренинг социально – психологический – область практи ...