Результаты исследования методики диагностики особенностей межличностного поведения человека в группе
Страница 3

Психология » Взаимодействие студентов со своим окружением » Результаты исследования методики диагностики особенностей межличностного поведения человека в группе

По результатам таблицы 6 можно сделать следующий вывод.

В среднем значения тенденций "зависимость-независимость" не отличаются почти. Только сильно выражается в высоких значениях "независимость". К пятому курсу студенты уже считаются сформировавшейся личностью, они уже переходят на новый этап своего жизненного пути, в котором они уже сами себе хозяева. Пятикурсники уверены в своих силах, стараются показать себя как лидера.

Значения тенденций "общительность", "необщительность" отличаются, в которых "общительность" является более приоритетной. Студенты-пятикурсники заканчивают процесс обучения, наблюдается тенденция к возрастанию межличностных отношений, общению. Из-за большого количества организационных моментов наблюдается возрастание сплочённости коллектива.

На пятом курсе студенты не выделяют тенденции "борьба-избегание борьбы". В этот период студенты не стремятся активно участвовать в жизни университета, так как они заняты обустройством своего будущего.

Для определения различий в показателях межличностного поведения человека в группе сопоставим результаты по всем курсам и воспользуемся критерием Н-Крускала-Уоллиса.

Таблица 7 Показатели направленности межличностного поведения человека в группе

Типы направленности

Средние значения

Нэмп

Р

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Зависимость

10

9

9

10

8

11,5

0,05

Независимость

10

12

11

10

13

13,39

0,01

Общительность

13

12

11

11

13

19,7

0,01

Необщительность

7

8

9

9

7

19,7

0,01

Борьба

10

9

9

11

10

5,33

-

Избегание борьбы

10

11

11

9

10

5,33

-

Статистические значимые различия межличностного поведения в студенческих группах были обнаружены по следующим направленностям: зависимость, независимость, общительность и необщительность.

Средние значения направленностей борьба и избегание борьбы не велики. На протяжении всего учебного процесса в ВУЗе студенты не стремятся активно участвовать в групповой жизни, не стараются манипулировать другими, так как в этом коллективе (группе) они проводят большую часть своего времени, их группа является небольшой семьей, в которой нет особых доминантов. Направленность "зависимость" проявляется в большей степени на первом и четвертом курсах. На первом курсе студенты, придя в новый коллектив, стараются влиться в него. Обучение в ВУЗе отличается от обучения в школе, в нем уже другие правила, свой устав, которому теперь студенты подчиняются. Четвертый курс – это предвыпускной курс, на котором студенты, переживая за следующий год, за государственные экзамены, стараются принять все правила и нормы группы.

Направленность "независимость" проявляется у второго и пятого курсов. Адаптировавшись почти к новому коллективу (группе), второкурсники начинают проявлять себя. Каждый в группе старается проявить себя, выделиться. К пятому курсу студенты стараются проявить себя как людей независимых, которые смогут добиться своих целей в жизни. Стараются не подчиняться чужому мнению и высказывают свое, могут даже проявить себя лидером или противостоять лидеру группы.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста
К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться прежде всего за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов. Инте ...

Методика диагностирования уровня развития внимания
Психодиагностика свойств внимания детей 6–7 летнего возраста должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку ...

Практические рекомендации для психологов
Психологи, работающие с детьми алкоголиков, особенно должны заботиться о том, чтобы их клиенты смогли установить положительные взаимоотношения с другими людьми и чтобы они были уверены в собственных способностях и в собственной ценности. Чтобы помочь клиентам, имеющим родителя-алкоголика, преодолеть личные чувства неполноценности, следу ...