Заключение
Страница 1

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Во время обучения в вузе студенты взаимодействуют между собой, их взаимодействие заключается в межличностных отношениях. Понятие "межличностный" указывает не только на то, что объектом отношений выступает другой человек, но и на взаимную направленность этих отношений. Понятие "межличностные отношения" основано на эмоциональном взаимодействии между людьми.

Многие психологи, такие как Ф. Олпорт, Н. Триплет, Е. Катрелла, А.Н.Леонтьев, О.Мёде, В. В. Знаков, А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов, Б. Ф. Ломов, Д. И. Фельдштейн проводили исследования, связанные с понятием "межличностное взаимодействие". Все межличностное взаимодействие заключается в общении между студентами. От характера межличностного взаимодействия студентов зависит положительное развитие отношений - уважение друг к другу, взаимовыручка, конфронтация и конфликтные ситуации.

Использовав методику диагностики направленности личности в общении и методику диагностики особенностей межличностного поведения человека в группе, мы провели исследования целью которого было раскрыть межличностное взаимодействие студентов в группе.

Проанализировав полученные данные, мы замечаем, как меняется направленность студентов. Студент, переходя на новый этап жизни, с первого курса старается найти новых знакомых, выделиться в группе. Найдя свой круг общения, своих единомышленников студент полностью адаптируется, в связи с чем, у него проявляются личностные качества, такие как эмпатия, сопереживание, бескорыстное жертвование своими интересами для продуктивного взаимодействия в группе. Начиная с четвертого курса, у студента проявляется независимость в отношениях с коллективом, он пытается показать свою независимость, борется только за свои интересы и стремления. Продуктивное взаимодействие всей группы переходит на второй план. На первом месте лишь собственное благополучие.

На пятом курсе у студентов общение между собой происходит лишь для решения собственных задач и проблем. Непринужденное общение целью, которого является обмен впечатлениями, стремлениями, мыслями, эмоциями, чувствами не происходит между студентами. Общение приобретает лишь деловой характер, где главная цель – получение нужной информации в конкретном вопросе.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что межличностное взаимодействие студентов в группе на каждом курсе имеет свою специфику, нашла подтверждение.

Проведенные исследования раскрыли особенности взаимодействия студентов, таким образом, цель была достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ ("НЛО")

Данная методика разработана отечественным психологом С.Л.Братченко (г.Санкт-Петербург) и предназначена для диагностики глубинных коммуникативных установок личности в общении, ценностно-смысловых критериев отношений человека к другим людям. Теоретической основой методики является концепция диалога (М.М.Бахтин, А.У.Хараш и др.), на базе которой автором были выделены различные виды направленности личности в общении.

Характеристика основных видов направленности

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Анализ рисунка
На основании анализа записей и самого рисунка было установлено, что: -30% детей нарисовали больше, чем рассказали при описании работ. Эти дети выделили наиболее важные образы, те, что произвели на них большее впечатление. -30% детей точно рассказали то, что они нарисовали. -40% детей рассказали о рисунке больше, чем они нарисовали. ...

Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте
Наиболее интересные, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, старший подростковый и переходный к юношескому, возраст. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития. ...

Диагностика эмоционально-личных отношений
Методики «Два домика», «Секрет» - 3-5 лет Методика «ЦТО» (цветовой тест отношений) Эткинда – с 4 лет –предназначена для выявления эмоционального отношения к различным явлениям жизни. Диагностика взаимоотношений со взрослыми и сверстниками А) Методика «Изучение представлений детей о родителях» - 3-5 лет. Б) Методика «Изучение критери ...