Практическая работа по диагностированию и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников. Подбор методик. Первичная диагностика эмоциональных комплексов
Страница 2

Психология » Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста » Практическая работа по диагностированию и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников. Подбор методик. Первичная диагностика эмоциональных комплексов

2. Средний уровень тревожности: ИТ находится в пределах от 20% до 50%.

3. Низкий уровень тревожности: ИТ располагается в интервале от 0% до 20%.

В ходе качественного

анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка.

Особенно высоким проективным значением обладают рисунки: 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»).

Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим ИТ.

Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках: 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»).

Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

После обработки и интерпретации данных удалось выявить группу дошкольников с высоким и средним уровнем тревожности и их процентное соотношение (табл.1).

Таблица 1 – Уровень тревожности (по методике Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена)

Уровень тревожности

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

6

4

30

20

5

3

25

15

1

1

5

5

Высокий уровень тревожности имеют 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки), что составляет 30% и 20%, средний уровень тревожности имеют 8 детей (5 мальчиков и 3 девочки) - это 25% и 15%, соответственно низкий уровень тревожности имеют двое детей (1 мальчик и 1 девочка) - что составляет 10%.

В основном дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.). Кроме того, тревожность носит и личностный характер, когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые.

В процессе исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли беспокойство, неуверенность в себе, в правильности своих ответов. Их интересовало, что и как отвечали другие дети, проявляли вредные привычки невротического характера – кусали ногти, качали ногой, покусывали нижнюю губу и так далее. У некоторых из этой категории детей можно было наблюдать физиологические признаки повышенной тревожности – учащалось дыхание, потели ладони рук, проявлялась гиперемия в области лица и шеи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологическая диагностика
Психодиагностика – это разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская деятельность), а также их использование с прикладными целями (научно-практическая деятельность). Применительно к дошкольному возрасту психодиагностика определяется как деятельность по психологиче ...

Исследование по определению общей направленности личности
Исходя из освещаемых эмпирических задач данного исследования, следующим нашим шагом стала диагностика по определению направленности личности, для этих целей мы использовали разработанную методику Б. Басса. В ходе диагностики мы получили данные, которые наглядно представлены в таблице 6 и на рисунке 13, индивидуальные показатели изображе ...

Эстетические потребности
Некоторые люди действительно испытывают эстетические потребности. Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Данная потребность очень плохо изучена, но по ней можно сказать следующее: 1. Кр ...