Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – не колючий, 3 – нравится, 4 – общаться по соседству, 5 – изменится, сам станет больше.
Лиза А
. начала рисовать, и не раздумывая взяла синий цвет для рисования кактуса, что говорит о том, что ей вероятно не хватает отцовской заботы и ласки. Наличие цветочного горшка подтверждает предположение, что ей необходимо чувство семейной общности. Рисунок расположен в нижней части листа и небольшого размера, что указывает на наличие тревожности (приложение 2 рис.4).
Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – не колется, можно потрогать, 3 – нравится, 4 – хочет расти один, 5 – вырастет.
Саша П.
Несмотря на то что рисунок расположен в центре листа, размер рисунка небольшой, штриховка нанесена после того, как на это указал психолог. Во время работы ребенок вспотел: и руки и бумага были мокрыми, что указывает на высокую тревожность (приложение 2 рис.5).
Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – колется, 3 – нравится, 4 – растут, 5 –таким же.
На рисунке Саша Р.(приложение 2 рис.6) наличие синего горшка говорит о нехватке отцовского внимания. Возможно, что обида, чувство тревоги, нехватка внимания вызывает у ребенка защитную агрессию.
Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – можно потрогать, где нет колючек, 3 – нравится, 4 – нет, не хочет, 5 – большой станет, с большими колючками.
Рисунок
кактуса Артема Ф.
(приложение 2 рис.7) - наличие сильной штриховки говорит о вероятной тревожности.
Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – нет не колючий, можно потрогать, 3 – нравится, 4 – хочет, чтобы были рядом, 5 – иглы больше станут и сам тоже.
Отметим также, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ, или говорят, что не знают ответа, либо просто молчат.
Таким образом, по результатам графической методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и самые высокие показатели состояния эмоциональной сферы:
- повышенный уровень агрессии показали - 14 детей,
- тревожности – 17 детей,
- стремление к защите – 17 детей,
- эгоцентризма – 12 детей,
- интровертированности – 15 детей.
После анализа рисунков была выделена группа по критериям, которые указывают на проявления достаточно высокой степени тревожности и агрессии.
3.
Дополнительно, с целью выявления уровня тревожности детей нами использовалась «Анкета по выявлению тревожного ребенка»
(по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко) путем опроса родителей.
Инструкция.
Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно – минус.
Признаки тревожности:
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Обработка данных
. Суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности, 7-14 баллов - о среднем и 1-6 баллов - о низком. Примеры заполненных анкет родителями представлены в приложении 3.
Сущность и характеристика подходов к социально-психологическому тренингу
общения. Определение понятия «общение» в СПТ
Автор термина «социально-психологический тренинг» М. Форверг. В литературе кроме этого, существует ряд других названий - группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения т.д. Но СПТ сегодня является самым употребляемым и наиболее устойчивым термином.
Тренинг социально – психологический – область практи ...
Тест реактивной и личностной тревожности
(Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)
Назначение методики:
Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Оснащение и порядок работы:
Инструкция к опроснику. Рабочий бланк опросн ...
"Синдром помощницы"
Любого незаменимого можно заменить другим незаменимым.
Чтобы Вас воспринимали не как Золушку, а как лидера, говорите о Ваших успехах, а не о том, чего они Вам стоили, что Вам пришлось для этого испытать и пережить.
Осознайте, что так говорят те женщины, которые делают ставку на деловой квалификации, производительности своего труда и н ...