Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект. История изучения
Страница 3

Внимание и деятельность » Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект. История изучения

Так как в эпоху Декарта нервные процессы были еще неизвестны, то его представления о физиологическом механизме автоматических движений были весьма фантастичны. Однако основной принцип рефлекторных реакций описан Декартом правильно: внешнее раздражение (например, ожог) действует на органы чувств, откуда возбуждение передается в мозг, а из мозга к мышцам, вызывая их сокращение. Таким образом в схеме Декарта была представлена основная функциональная единица нервной деятельности — рефлекс как закономерный ответ на внешнее раздражение, осуществляемый центральной нервной системой, и рефлекторная дуга как анатомическая основа рефлекса.

И. П. Павлов высоко ценил эти идеи Декарта и отмечал их материалистический характер.

Однако Декарт эти материалистические принципы распространял на человека не полностью, а только на область «непроизвольных» движений, общих человеку и животным. Характерные же для человека «произвольные» движения относились им к действию «высшего разума», который он понимал как не зависимую от материи духовную субстанцию. В решении вопроса о взаимоотношении «духа и материи» Декарт стоял на позициях дуализма.

Естественнонаучная разработка и обоснование отражательной, рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего ее двух великих представителей — И. М. Сеченова (1829—1905) и Й. П. Павлова (1849—1936).

В своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и тем самым на всю психическую деятельность человека. Он показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Это была первая попытка вступить на далеко идущий плодотворный путь рефлекторного понимания психики, имеющий важнейшее значение для развития научной психологии. Павлов писал об этом труде Сеченова как о «гениальном взмахе русской научной мысли».

Подробно анализируя рефлексы головного мозга человека, Сеченов выделяет в них три главных звена: начальное звено — внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено — центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т. п.); конечное звено — внешние движения. При этом Сеченов подчеркивал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом не может быть обособлено от двух остальных звеньев (внешнего раздражения и ответного действия), которые являются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления — это неотделимая часть всего рефлекторного процесса.

Положение Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важнейшее значение для научного понимания психической деятельности. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних воздействий, ни от внешних действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием. Если бы это было так, психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения, тогда как в действительности они, будучи неразрывно связаны с средним звеном рефлекса и вызываясь внешними воздействиями, кладущими начало рефлекса, повсюду имеют значение регулятора движения — этого конечного звена рефлекса.

Последовательно анализируя психические явления, Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостный ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируемый головным мозгом человека.

Рефлекторный принцип психической деятельности позволил Сеченову сделать важнейший для научной психологии вывод о детерминированности, причинной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. «Первоначальная причина всякого поступка, — писал он, — лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна» . При этом, предупреждая против упрощенного понимания действия внешних условий, Сеченов неоднократно отмечал, что здесь имеют значение не только наличные внешние воздействия, но и вся совокупность испытанных человеком предшествующих воздействий, весь его прошлый опыт, так как «всякое душевное движение, как бы просто оно ни было, представляет собою результат всего предшествующего и настоящего развития человека».

Страницы: 1 2 3 4 5


Индивидуализация темы
Задача - значимость индивидуального опыта - это расширение границ самопознания. Если в классе создана доверительная атмосфера, то дети начинают уходить от обсуждения общей темы и переходить к собственным, волнующим их проблемам: ссоре их с родителями, неудавшейся любви, потерянной дружбе, проблемам в школе и т.п. В этих случаях необход ...

Психологическая культура этноса
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными: 1. культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2. культура как уровень развития, степень совершенствования различных сфер жизни и деятельности. Психологическая культура - совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса пр ...

Теоретическая часть. Что такое личность
"Самое изумительное, из того, что создала природа, - это личность человека" Гёте На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личность. Слово личность ("personality") в анг ...