Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект. История изучения
Страница 4

Внимание и деятельность » Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект. История изучения

Свое высшее развитие и глубокое экспериментальное обоснование рефлекторный принцип деятельности головного мозга получил в трудах И. П. Павлова и его школы. Павлов экспериментально доказал правильность понимания Сеченовым психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее основные физиологические законы и создал новую область науки — физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой.

Образование временных связей есть важнейшая функция коры головного мозга. Павлов характеризовал временную связь как «универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих». Вместе с тем он считал ее и психическим явлением, отождествляя с тем, что в психологии получило название ассоциации (или связи) психических процессов, возникающей в результате совместного воздействия на мозг предметов и явлений действительности. Для любого вида психической деятельности как деятельности мозга временная нервная связь является основным физиологическим механизмом.

Так как всякая временная связь образуется в результате воздействия на мозг тех или иных раздражителей, основную массу которых составляют раздражители, воздействующие извне, то началом любого психического процесса в конечном итоге являются внешние воздействия на мозг. Конечный же результат любых психических процессов, как и любой временной связи, есть вовне выявленное действие как ответ на это внешнее воздействие. Психическая деятельность есть, следовательно, отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительности и представляющая собой отражение их, образ того, что воздействует на мозг.

Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без действия на мозг тех или иных раздражителей. Он всегда детерминирован, причинно обусловлен их воздействием на мозг. Принцип детерминизма, причинной обусловленности психической деятельности воздействующими на мозг раздражителями (предметами и явлениями объективной действительности) есть важнейший принцип рефлекторного понимания психики. Он является необходимым условием научного объяснения психической деятельности.

Нетрудно видеть, что все эти положения целиком подтверждают понимание психики как отражения объективной реальности. Учение о высшей нервной деятельности является естественнонаучным фундаментом материалистического понимания психических явлений.

Исходя из указанных выше строго научных положений, создатели рефлекторной теории Сеченов и Павлов всегда резко критиковали тех психологов и физиологов, которые отрывали психическую деятельность от рефлекторной деятельности мозга, и называли их взгляды пережитками дуализма и анимизма. С этой точки зрения они критиковали и всю старую, субъективистскую, идеалистическую психологию, которая оказалась не в состоянии дать правильное, подлинно научное понимание психических явлений.

Признание важнейшего значения временных нервных связей как физиологического механизма всякой психической деятельности не означает, однако, отождествления психических явлений с физиологическими. Психическая деятельность характеризуется не только ее физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т. е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Содержание же отражения действительности определяется тем, что человек является не только природным, но и общественным существом. Сущность человека есть «совокупность всех общественных отношений» (Маркс). Человек живет в обществе, находится в постоянном общении с другими и действует совместно с ними, подвергается непрерывному воздействию со стороны общества - и это не может не определять собой всей его психической деятельности. Условия жизни человека, играющие определяющую роль в его развитии, — это не только внешняя среда, которая его окружает. Это, прежде всего, вся система общественных отношений, в которые он вступает с окружающими людьми, с обществом, в котором живет.

Страницы: 1 2 3 4 5


Выводы
Итак, можно сделать такие выводы: · Игра — своеобразное отражение жизни. Игра не уводит ребенка от жизни, от действительности. Наоборот, игра — средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду. · В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. · ...

Необходимый вспомогательный материал
В процессе тренинга могут потребоваться всевозможные вспомогательные материалы, которые условно можно разделить на 2 группы: 1) специальные материалы, заранее приготовленные тренером, используемые в упражнениях, такие как: карточки с заданиями, распечатки текстов заданий, костюмы и др. 2) доска или стенд с чистыми листами, на которых ...

Различные теории естественного и социального развития человека
Начнем с вопроса, как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их интеракции друг с другом. На характер этих интеракций оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес. Например, в нашем обществе ценится стройность, поэтому у стройных в большей мере развито чувство собственного достоинст ...