Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект. История изучения
Страница 2

Внимание и деятельность » Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект. История изучения

Послепроизвольное внимание, как свидетельствуют опыт и специальные исследования, наступает в результате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях в процессе произвольного внимания. Преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения, человек привыкает к ним, сама деятельность вызывает некоторый интерес к ней, а то и захватывает ее исполнителя, и внимание набирает признаков мимовольного сосредоточения. Поэтому после произвольную внимание называют еще вторичной самопроизвольно вниманием. В ней напряжение воли ослабевает, а интенсивность внимания не уменьшается, оставаясь на уровне произвольного внимания. Хотя в после произвольном смысле мимовольность, сознательное сосредоточение на объекте деятельности и его отдельных этапах и уменьшивается, однако этот вид внимания, как и произвольное внимание, сознательно контролируемым. Благодаря тому, что интенсивность напряжения в после произвольном смысле уменьшается, а интерес к деятельности повышается, она становится продолжительнее и производительной. Поэтому в процессе деятельности - учебной, трудовой - важно средствами ее организации и методами труда способствовать переходу внимания от произвольного к послепроизвольной.

Способность концентрироваться на внутренней, психической деятельности имеет большое практическое значение. Такое сосредоточение связано со способностью представлять предметы и процесс действия, мысленно анализировать их. При этом важную роль играет внутреннее вещание. Самосознание невозможно без сосредоточения на внутренних, субъективных состояниях и индивидуальных особенностях психической деятельности личности.

Таким образом, в любой деятельности - трудовой, учебной, спортивной - не рекомендуется одновременно загружать и внешнюю и внутреннюю внимание, например, загадывать ученикам решить мысленно задания или вспомнить формулу, даты, названия и одновременно демонстрировать средства иллюстрации, воспринимать написанное на доске, наблюдать географическую карту, следить за действием прибора. Это требует достаточно развитой способности распределять внимание между наружно и внутренне направленной деятельностью.

Естествоиспытатели и врачи, изучавшие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушения его деятельности. Средневековая схоластика во имя интересов религии предала эти идеи забвению, и только начиная с эпохи Возрождения (XV—XVI вв.) они вновь получают свое развитие и обоснование.

Существенной опорой этих взглядов были наблюдения над больными с теми или иными поражениями головного мозга в результате ушиба, ранения или заболевания. У таких больных часто наблюдаются резкие нарушения психической деятельности — страдает зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т. д. Тогда же, когда нормальная деятельность мозга восстанавливается, происходит и восстановление нормальной психической деятельности. Эти наблюдения со всей определенностью показывают, что психическая деятельность непосредственно связана с мозгом, что мозг есть орган мышления, а мысль — есть функция мозга, продукт его деятельности.

Установление связи психической деятельности с деятельностью мозга явилось, однако, лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Сами по себе указанные факты, хотя и имеют огромное значение, все же еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности. В виду огромной сложности строения мозга естествознание долго не давало ответа на этот вопрос.

Первые попытки в этом направлении были сделаны в XVII веке французским ученым и философом Декартом. Он считал, что все реакции животных, а также и все «непроизвольные» реакции человека осуществляются автоматически как отражение действия внешних раздражителей. Таково, например, непроизвольное отдергивание руки или ноги от огня при ожоге.

Страницы: 1 2 3 4 5