Программа игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у социально и педагогически запущенных детей
Страница 2

Психология » Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков » Программа игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у социально и педагогически запущенных детей

Педагог находится в групповой комнате, но никак не вмешивается в детские игры.

Через три занятия уже можно по наблюдениям выде­лить пять стихийных ролей:

1) лидер (приветствуемый всеми);

2) товарищ лидера (прихвостень);

3) неприсоединившийся (оппозиционер);

4) покорный конформист (баран);

5) «козел отпущения» (изгой).

Это означает, что первый уровень I этапа групповой пси­хокоррекции заканчивается. Окончание этого уровня отли­чают три признака: укрепившиеся роли, стереотипные ин­теракции, появление реакций на присутствие ведущего.

Второй уровень I этапа — это этап направленных игр, содержание осознаваемых навыков и действий, которые задаются ведущим. Тем не менее необходимо включать спонтанные игры на определенное время в каждое заня­тие» Это называется «свободное время». Обычно на него отводится 20 мин в конце занятия.

3-е занятие.

1. Игра «Жмурки».

Цель игры, создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

— Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас, Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

2. Игра «Жучок».

Цель игры: раскрытие групповых отношений. Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

3. Свободное время.

Предложить детям сюжетнороле вые и настольные игры.

4. «Хоровод».

Ход игры: дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются. При этом основной акцент делается не на сложившиеся роли, а на устранение неравен­ства и пресечение привилегий. Есть определенные призна­ки, указывающие на то, что требуемая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать на­правленную на них агрессию, которая хорошо видна в та­ких играх, как «Крепость» и «Жучок». Во-вторых, возника­ют спонтанные тактильные, ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, уважи­тельное отношение к ритуалу окончания занятия.

Тогда, когда возникла групповая структура, уравняв­шая детские индивидуальности, можно переходить к следу­ющему, второму, этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ро­левых игр и других приемов.

II этап работы — реконструктивный

К началу II этапа педагогу уже видны трудности обще­ния каждого ребенка, а также неадекватные компенса-торные способы поведения каждого. Индивидуальная пси­хологическая коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает но­вый опыт общения. Это становится возможным лишь тог­да, если ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат источниками напряжения и обусловливают неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в безопасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в бе­зопасности удовлетворяется на I этапе коррекции, во время направленной игры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Предупреждение прямых и косвенных десоциализирующих влияний семьи
С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. Мы, в свою очередь, в качестве системообразующего критерия при составлении типологии функционально несостоятельных семей используем характер десоциализир ...

Организация и методы исследования. Этапы экспериментальной работы
Исследование включало все основные этапы эксперимента, выделенные В.Н. Дружининым [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 78—85.]. 1) Первичная постановка проблемы: - определение темы, цели и задач; - выбор предмета, объекта и метода исследования; - постановка психологической гипотезы. ...

Опросник мотивации достижения Мехрабиана
М. Ш. Магомед – Эминов (модификация А. Мехрабиана) Цель: Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназна ...