1 -3 стена – эмоциональная стабильность.
Характерно сохранение эмоциональной стабильности, организованного поведения и ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях.
Такие испытуемые отличаются зрелостью, отличной адаптацией, устойчивостью настроения, отсутствием большой напряженности, беспокойства, склонны к лидерству и общительности.
Шкала Ригидности (Риг)
8–10 стенов – ригидность.
Испытуемые с такими значениями консервативны, упрямы, упорны, настойчивы, аккуратны, педантичны. Они привержены порядку, правилам, предписаниям, предпочитают устоявшиеся, неизменные способы деятельности. Им сложно переключится с одних способов деятельности на другие, т. к. сначала должны все спланировать. В быстро меняющейся обстановке они проявляют неуверенность, с трудом привыкают к переменам, подозрительно относятся ко всему новому, недоверчивы к окружающим, обидчивы, застревают на негативных переживаниях. В большей части они не способны адекватно реагировать на изменения ситуации, быстро и своевременно изменить деятельность и поведение, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррективы.
1 -3 стена – гибкость.
Таким испытуемым свойственна высокая пластичность всех регуляторных процессов, быстрое реагирование на стремительные изменения событий, находчивость, изобретательность, сообразительность. При возникновении непредвиденных обстоятельств они не склонны к планированию своих действий, быстро оценивают и моделируют изменения условий, легко перестраивают планы и корректируют свое поведение. Они склонны к риску и успешно решают возникающие в ситуации риска проблемы.
Сведения об авторах
ПЛОТНИКОВ Вадим Владимирович
доктор мед. наук, профессор,
заведующий кафедрой психиатрии с курсом ФПО
Курского государственного
медицинского университета,
заведующий психосоматической лабораторией
Центрально-Черноземного научного центра РАМН
СЕВЕРЬЯНОВА Людмила Анатольевна
доктор медицинских наук, профессор,
заведующая кафедрой
патологической физиологии
Курского государственного медицинского университета,
заведующая лабораторией экологии поведения Центрально-Черноземного научного центра РАМН
ПЛОТНИКОВ Дмитрий Вадимович
доктор медицинских наук,
профессор кафедры психиатрии с курсом ФПО Курского государственного медицинского университета
БЕРДНИКОВ Дмитрий Валериевич
канд. медицинских наук, старший эксперт – психолог
ГУ Курская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ
Использование других методов изучения
межличностных отношений.
Для исследования межличностных отношений в группе используют методики одни из которых предназначены главным образом для исследования групповых процессов, а другие – для изучения личности и место каждого ребенка в структуре группы. Эти методики направлены на количественный и качественный анализ изучаемых явлений и способов обработки пол ...
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал ...
Этнические экспектации и нормативное поведение
В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об "объективной властности этнических норм", т.е. о том, насколько нормы обусловливают социальное поведение "человека этнического", независимо от каких бы то ни было типов "конвенций" или "авторитетно ...