Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования
Страница 4

Психология » Личностные особенности психосоматических больных » Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования

Шкала гипертимности ТАСТ

(Г) состоит из 12 вопросов, 7 – вопросы шкал Леонгарда-Шмишека, 5 – ПДО А.Е. Личко.

Наиболее информативные вопросы шкал ОСТ В.М. Русалова (социальный темп, социальная эргичность, социальная пластичность) составили в ТАСТ единую шкалу социальной активности

(СА).

Шкала энергичности ТАСТ

(Эн) полностью воспроизводит шкалу предметной эргичности ОСТ В.М. Русалова и содержит 12 вопросов] из этой шкалы. В факторных решениях эта шкала всегда образовывала! самостоятельный фактор, связанный, вероятно, со стойкой диспозицией субъектов к интенсивной волевой мобилизации в процессе субъект-объектных отношений.

Психическое свойство тревожности – одно из наиболее интенсивно исследуемых в мировой литературе. Шкалы тревожности под разными названиями включены практически во все многофакторные личностные опросники: шкала психастении (ММР1, ПДО А.Е. Личко), шкала тревожности (16-РР Кеттелла, опросник личностной тревожности Тейлора, опросник реактивной и личностной тревожности Спилбергера и т.д.), шкала робости (ПДТ В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского) и др.

Между тем, психическое свойство тревожности весьма неоднозначно и по структуре, и по проявлениям. Выделяется личностная тревожность как предрасположенность к состояниям тревоги, реактивная тревожность как актуально переживаемое состояние тревоги. Имеется тревожность как «сквозной» симптом неврозов, включающий психические, вегетативные, соматические проявления. Наконец, тревожность может проявляться как акцентуированная черта, изолированно характеризующая особенности субъект-субъектного взаимодействия: робость, неуверенность, застенчивость, нерешительность, боязливость и т.д.

При конструировании шкалы робости ТАСТ

в нее были включены вопросы шкал дистимности и тревожности опросника Леонгарда-Шмишека, сенситивности и дистимности ПДО А.Е. Личко, личностной тревожности Тейлора, личностной тревожности Сприлбергера, диагностики темперамента Я. Стреляу, депрессии ПДТ В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского и ММР1.

В шкалу робости ТАСТ были отобраны 17 наиболее информативных вопросов, отражающих переживание чувства малоценности, неуверенности в себе и робость, беспокойство, страх при субъект-субъектных и субъект-объектных взаимодействиях.

В шкалу сенситивности ТАСТ

(Сен) входят наиболее информативные вопросы из шкал эмотивности тревожности и дистимности опросника Леонгарда-Шмишека и вопросы из опросников ММР1, ПДО А.Е. Личко, измеряющих данное психическое свойство. Шкала состоит из 12 вопросов.

Одиннадцать вопросов шкалы ипохондрии ММРI и один вопрос шкалы ипохондрии Личко образуют шкалу нейротизма ТАСТ (Н).

Для конструирования в ТАСТ шкалы агрессивности

(Агр) были использованы шкала возбудимости опросника Леонгарда-Шмишека (1 вопрос), наиболее информативные вопросы методики диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки (6 вопросов), шкалы агрессивности методики диагностики психических состояний Айзенка (1 вопрос), методики диагностики темперамента Стреляу (1 вопрос), шкалы импульсивности 16-РР Кеттелла (2 вопроса), психопатии ММРI (1 вопрос). По результатам факторного анализа на уровне вопросов выделилась достаточно гомогенная шкала агрессивности ТАСТ.

В шкалу эмоциональной лабильности ТАСТ

(ЭмЛ) вошли вопросы шкал циклотимности и экзальтированности опросника Леонгарда-Шмишека, шкала циклотимности ПДО А.Е. Личко. Кроме того, шкала была дополнена вопросами, направленными на выявление избыточной возбудимости вегетативной нервной системы в ситуациях психоэмоционального напряжения, заимствованные из различных опросников. Шкала эмоциональной лабильности отражает высокую эмоциональную возбудимость и неустойчивость эмоций, сопровождающиеся гиперактивностью вегетативной нервной системы. Шкала содержит 12 вопросов.

Для разработки в ТАСТ шкалы ригидности

(Риг) вопросы шкал застреваемости и педантичности опросника Леонгарда-Шмишека были объединены и дополнены наиболее информативными вопросами из других известных опросников вопросы, направленных на измерение данного психического свойства: 16-РР Кеттелла, ММРI, тест Я. Стреляу, методика самооценки психических состояний Айзенка. Всего шкала включает 15 вопросов, отражающих психическую ригидность и упорство в достижении цели, настойчивость, негибкую целеустремленность. При высоких значениях шкала ригидности ТАСТ выявляет настойчивых, упрямых, противящихся изменениям, недоверчивых испытуемых, косных, трудно переключающихся в процессе деятельности, длительно переживающих одни и те же эмоции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги. Понятие эмоций в психологических исследованиях
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Довольно странно, что такая актуальная тема больше века оставалась в тени развития. Исследователи человеческой природы еще до появления научных данных, понимали важность эмоций для самосознания человека и его социальных отношений. Однако психология игнорировала эмоции фа ...

Рекомендации по избавлению от застенчивости
Если же вы безнадежно застенчивы и общение с людьми для вас в тягость, попробуйте провести несколько «упражнений», помогающие развить способность взаимодействия с людьми. 1). Часто ли прохожий обращается к вам с вопросом, как пройти, проехать и т.п.? Если это случается крайне редко, значит, у вас угрюмое, злое, надменное или замкнутое ...

Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную игру
Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: а) игра по правилам или с правилами; б) коллективная, партнерская игра ...