Шкала гипертимности ТАСТ
(Г) состоит из 12 вопросов, 7 – вопросы шкал Леонгарда-Шмишека, 5 – ПДО А.Е. Личко.
Наиболее информативные вопросы шкал ОСТ В.М. Русалова (социальный темп, социальная эргичность, социальная пластичность) составили в ТАСТ единую шкалу социальной активности
(СА).
Шкала энергичности ТАСТ
(Эн) полностью воспроизводит шкалу предметной эргичности ОСТ В.М. Русалова и содержит 12 вопросов] из этой шкалы. В факторных решениях эта шкала всегда образовывала! самостоятельный фактор, связанный, вероятно, со стойкой диспозицией субъектов к интенсивной волевой мобилизации в процессе субъект-объектных отношений.
Психическое свойство тревожности – одно из наиболее интенсивно исследуемых в мировой литературе. Шкалы тревожности под разными названиями включены практически во все многофакторные личностные опросники: шкала психастении (ММР1, ПДО А.Е. Личко), шкала тревожности (16-РР Кеттелла, опросник личностной тревожности Тейлора, опросник реактивной и личностной тревожности Спилбергера и т.д.), шкала робости (ПДТ В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского) и др.
Между тем, психическое свойство тревожности весьма неоднозначно и по структуре, и по проявлениям. Выделяется личностная тревожность как предрасположенность к состояниям тревоги, реактивная тревожность как актуально переживаемое состояние тревоги. Имеется тревожность как «сквозной» симптом неврозов, включающий психические, вегетативные, соматические проявления. Наконец, тревожность может проявляться как акцентуированная черта, изолированно характеризующая особенности субъект-субъектного взаимодействия: робость, неуверенность, застенчивость, нерешительность, боязливость и т.д.
При конструировании шкалы робости ТАСТ
в нее были включены вопросы шкал дистимности и тревожности опросника Леонгарда-Шмишека, сенситивности и дистимности ПДО А.Е. Личко, личностной тревожности Тейлора, личностной тревожности Сприлбергера, диагностики темперамента Я. Стреляу, депрессии ПДТ В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского и ММР1.
В шкалу робости ТАСТ были отобраны 17 наиболее информативных вопросов, отражающих переживание чувства малоценности, неуверенности в себе и робость, беспокойство, страх при субъект-субъектных и субъект-объектных взаимодействиях.
В шкалу сенситивности ТАСТ
(Сен) входят наиболее информативные вопросы из шкал эмотивности тревожности и дистимности опросника Леонгарда-Шмишека и вопросы из опросников ММР1, ПДО А.Е. Личко, измеряющих данное психическое свойство. Шкала состоит из 12 вопросов.
Одиннадцать вопросов шкалы ипохондрии ММРI и один вопрос шкалы ипохондрии Личко образуют шкалу нейротизма ТАСТ (Н).
Для конструирования в ТАСТ шкалы агрессивности
(Агр) были использованы шкала возбудимости опросника Леонгарда-Шмишека (1 вопрос), наиболее информативные вопросы методики диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки (6 вопросов), шкалы агрессивности методики диагностики психических состояний Айзенка (1 вопрос), методики диагностики темперамента Стреляу (1 вопрос), шкалы импульсивности 16-РР Кеттелла (2 вопроса), психопатии ММРI (1 вопрос). По результатам факторного анализа на уровне вопросов выделилась достаточно гомогенная шкала агрессивности ТАСТ.
В шкалу эмоциональной лабильности ТАСТ
(ЭмЛ) вошли вопросы шкал циклотимности и экзальтированности опросника Леонгарда-Шмишека, шкала циклотимности ПДО А.Е. Личко. Кроме того, шкала была дополнена вопросами, направленными на выявление избыточной возбудимости вегетативной нервной системы в ситуациях психоэмоционального напряжения, заимствованные из различных опросников. Шкала эмоциональной лабильности отражает высокую эмоциональную возбудимость и неустойчивость эмоций, сопровождающиеся гиперактивностью вегетативной нервной системы. Шкала содержит 12 вопросов.
Для разработки в ТАСТ шкалы ригидности
(Риг) вопросы шкал застреваемости и педантичности опросника Леонгарда-Шмишека были объединены и дополнены наиболее информативными вопросами из других известных опросников вопросы, направленных на измерение данного психического свойства: 16-РР Кеттелла, ММРI, тест Я. Стреляу, методика самооценки психических состояний Айзенка. Всего шкала включает 15 вопросов, отражающих психическую ригидность и упорство в достижении цели, настойчивость, негибкую целеустремленность. При высоких значениях шкала ригидности ТАСТ выявляет настойчивых, упрямых, противящихся изменениям, недоверчивых испытуемых, косных, трудно переключающихся в процессе деятельности, длительно переживающих одни и те же эмоции.
Исследование особенностей формирования мотивации учебной деятельности
младших школьников с нарушением интеллекта. Методика изучения
мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением инт
Организованный нами психолого-педагогический эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
1. Проан ...
Анализ результатов
Следующим этапом исследования стало сравнение результатов, полученных на группах сотрудников с высоким и низким уровнем адаптации. Результаты, полученные на выборках специалистов и рабочих, анализировались отдельно.
В группе специалистов с высоким уровнем адаптации 65% сотрудников женщины, в группе с низким уровнем адаптации все сотруд ...
Некоторые советы по улучшению эффективности
руководства
Руководить - значит уметь менять стиль.
1. Краткость - сестра таланта. Говорите просто и лаконично, что Вы ожидаете от сотрудника. Часто мы допускаем ошибку, сравнивая начальника с мужчиной. Они нередко дают указания в повелительном тоне да еще при этом могут ударить кулаком по столу. Женщина-начальник ограничивается повышением голоса. ...








