Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования
Страница 6

Психология » Личностные особенности психосоматических больных » Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования

В ходе тестирования необходимо следить за тем, чтобы опросник заполнялся последовательно, без пропусков. Если какой-либо

вопрос вызывает у испытуемого затруднение, нельзя подсказывать ответ, давать какую-либо дополнительную информацию, которая может спровоцировать выбор того или иного варианта ответа.

В конце тестирования экспериментатор просит испытуемого еще раз просмотреть бланк ответов и убедиться, что в нем нет пропусков.

Психологическая интерпретация шкал ТАСТ

Шкала Гипертимности (Г)

8–10 стенов – гипертимность.

Характерны: повышенный фон настроения, оптимизм, общительность, активность, предприимчивость, словоохотливость, остроумие, жизнерадостность, живая психомоторика, гиперсоциальность. Такие люди являются центром внимания в коллективе, склонны к отступлению от морально-этических норм.

1 -3 стена – гипотимность (дистимность).

Для таких людей свойственны сниженный фон настроения, пессимистичность, пассивность, серьезность, ответственность, ограничение социальных контактов, замедленность ассоциативных процессов, снижение инициативы, двигательная замедленность.

Шкала Социальной активности (СА)

8–10 стенов – социальная активность.

Свойственна выраженная потребность в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, импульсивность в социальном взаимодействии, легкость переключения в процессе общения от одного человека к другому, высокая скорость речедвигательных актов в общении.

1 -3 стена – социальная пассивность.

Для таких людей характерна невысокая потребность в социальных контактах, сдержанность в процессе социальных взаимодействий, необщительность, предпочтение уединения компаниям, замедленность речедвигательных актов в процессе общения, трудность переключения в процессе общения от одного человека к другому, ограниченность коммуникативных программ.

Шкала Энергичности (Эн)

8–10 стенов – энергичность.

Характерны ощущение избытка сил и энергии, активность, инициативность, склонность к интенсивной волевой мобилизации психофизиологических ресурсов в процессе деятельности, выраженная потребность в освоении предметного

мира, стремление к умственному и физическому труду, тяга к напряженной ответственной деятельности. Такие люди реалистичны, имеют высокую потребность в осознанном планировании своего поведения, легко выделяют значимые условия и устойчивые цели деятельности, детализировано продумывают способы своих действий, легко корректируют программы поведения для получения приемлемого результата.

1–3 стена – пассивность.

Такие испытуемые ощущают слабость, недостаток энергии, пассивны, безынициативны, инертны, вялы, несобранны, безвольны, не склонны к мобилизации усилий, предпочитают работать с прохладцей, без особого напряжения, не стараются брать на себя лишней ответственности, уклоняются от выполнения дополнительных обязанностей. Потребность в планировании и программировании поведения у них развита слабо, цели деятельности подвержены частой смене и редко бывают достигнутыми, планирование малореалистично. Из-за слабой сформированности процессов моделирования поведения они неадекватно оценивают внутренние условия и внешние обстоятельства деятельности, не всегда замечают изменения ситуации, с трудом определяют цели и адекватные текущей ситуации программы действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, часто сталкиваются с неадекватность полученных результатов целям деятельности, действуют путем проб и ошибок.

Шкала Нейротизма (Н)

8–10 стенов – нейротизм.

Характерны переживания физического неблагополучия, постоянная озабоченность соматическим состоянием, высказывание неопределенных соматических жалоб, характерных для астенических личностей, описываемых в пограничной психиатрии. Психовегетативная неустойчивость, усиливающаяся при действии различных истощающих факторов, проявляющаяся жалобами на общую слабость; отсутствие чувства отдыха после сна, трудность концентрации внимания, неприятные ощущения в голове, различных частях тела, связанные с повышенной чувствительностью к интеро-и проприоцептивным раздражителям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом. Обзор научных разработок в психологии поведения
Под поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Исследователь психологической теории деятельности Г. В. Суходольский, изучив по­давляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность — поведе­ние», пришел к выводу, что именно у С. Л. Рубинштейна впервые отражено различие между двумя видами человеческой ...

Роль игры в развитии словесно – логической памяти
Проблема памяти (наряду с проблемами мотивации и мышления) является одной из центральных в воспитании и обучении. Память выступает в учебной деятельности школьника и как результат процесса усвоения материала (который прорабатывается для того, чтобы быть запомненным), и как условие для последующей мыслительной проработки новых сведений ( ...

Методы психологической диагностики: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Наблюдение 1) Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта ...