Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования
Страница 5

Психология » Личностные особенности психосоматических больных » Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования

Шкала контроля ТАСТ

включает 9 вопросов, заимствованных их шкалы искренности ЕРI Айзенка. Вопросы направлены на выявление установки испытуемого произвести на экспериментатора благоприятное впечатление и давать неискренние, социально желательные ответы. Высокие значения по этой шкале означают, что пациент отрицает отступление даже от незначительных требований

и правил, которые не соблюдаются большинством людей. При значениях по шкале контроля более 5, ответы опросника считались недостоверными.

ТАСТ в окончательном виде имеет 125 вопросов, включенных в 10 шкал, 9 из которых (помимо шкалы контроля) измеряют биполярные свойства темперамента, а именно:

1. Гипертимность

– гипо-тимность (дистимность);

2. Социальная активность

– социальная пассивность;

3. Энергичность

– пассивность;

4. Робость

– социальная приспособленность;

5. Сенситивность

– реалистичность;

6. Нейротизм

– психовегетативная стабильность;

7. Агрессивность

– эмоциональная уравновешенность;

8. Эмоциональная лабильность

– эмоциональная стабильность;

9. Ригидность

– гибкость.

Графически диагностируемые ТАСТ свойства представлены на рис. 1, кроме свойства ригидность – гибкость.

Выше нулевой линии располагаются свойства, отражающие, в основном, проявления активности и стенический полюс эмоций: жизнерадостность, оптимистичность (гипертимность), интенсивность субъект-субъектного (социальная активность) и субъект-объектного (энергичность) взаимодействия. Сюда же относятся свойства, характеризующие стабильность эмоционального фона, эмоциональную уравновешенность, психовегетативную стабильность, практическую направленность интересов (реалистичность), социальную приспособленность. Ниже нулевой линии представлены эмоции астенической направленности: пессимистичность (гипотимность), робость в социальных взаимодействиях (робость), впечатлительность, ранимость (сенситивность), бедность субъект-субъектных (социальная пассивность) и субъект-объектных (пассивность) взаимодействий. Ниже нулевой линии находятся также свойства, отражающие повышенную возбудимость и неустойчивость эмоционального фона: вспыльчивость, раздражительность, вербальную конфликтность (агрессивность), колебания фона настроения (эмоциональная лабильность), неопределенные жалобы на соматическое неблагополучие (нейротизм). В эту дихотомию свойств не вписывался лишь один вектор, измеряемый ТАСТ – ригидность – гибкость. Полюса этого вектора трудно интерпретировать в терминах стенических – астенических проявлений. Возможно, это связано с тем обстоятельством, что параметр гибкость – ригидность является не столько свойством темперамента, сколько когнитивным стилем.

Порядок проведения тестирования

Материал и оборудование

Тестирование может проводиться как с использованием бланкового варианта методики, так и компьютерного. При обследовании бланковым вариантом методики необходимо иметь текст опросника ТАСТ, состоящий из 125 вопросов; ключи для обработки; бланк для ответов; ручку или карандаш; бланк фиксации результатов (см. Приложения №№4–5). Правила работы с компьютерным вариантом теста описаны в Руководстве пользователя компьютерной программы ТАСТ.

Процедура исследования

Процедура тестирования достаточно проста и позволяет проводить как индивидуальное, так и групповое обследование.

Перед началом тестирования для того, чтобы снизить вероятность искажения результатов, важно установить благожелательную атмосферу и создать у испытуемого мотивацию к сотрудничеству.

После этого экспериментатор предъявляет текст опросника и бланк ответов. Экспериментатор предупреждает, что никаких пометок в самом тексте опросника делать нельзя. Затем тестируемый приступает к знакомству с инструкцией, приведенной перед текстом опросника: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый ответ, который Вам придете голову. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером на бланке ответов отметьте «Да», если нет – «Нет». Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов». Экспериментатор отвечает на возникшие вопросы, и предупреждает, что исправлять ответы можно, но все исправления должны быть четко видны. Далее от испытуемого требуется при ответах на вопросы теста выбирать один из двух вариантов ответа: «Да» – «Нет». Время выполнения теста не ограничивается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха
Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывает ...

Бихевиористическое направление в психологии
Бихевиоризм (с английского языка behavior - поведение) - ведущее направление в американской психологии конца XIX-XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека животных как совокупных двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия внешней среды (стимулы). Человек выступает челове ...

Корреляционный анализ полученных данных
Конечным этапом нашего исследования, являлось обеспечение достоверности исследования, для этого мы использовали метод математической статистики. Итак, мы исходили из предположения, что социально-психологический климат школьного коллектива зависит от таких его составляющих как уровень эмпатии, социометрического статуса, степени эмоционал ...