Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования
Страница 5

Психология » Личностные особенности психосоматических больных » Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования

Шкала контроля ТАСТ

включает 9 вопросов, заимствованных их шкалы искренности ЕРI Айзенка. Вопросы направлены на выявление установки испытуемого произвести на экспериментатора благоприятное впечатление и давать неискренние, социально желательные ответы. Высокие значения по этой шкале означают, что пациент отрицает отступление даже от незначительных требований

и правил, которые не соблюдаются большинством людей. При значениях по шкале контроля более 5, ответы опросника считались недостоверными.

ТАСТ в окончательном виде имеет 125 вопросов, включенных в 10 шкал, 9 из которых (помимо шкалы контроля) измеряют биполярные свойства темперамента, а именно:

1. Гипертимность

– гипо-тимность (дистимность);

2. Социальная активность

– социальная пассивность;

3. Энергичность

– пассивность;

4. Робость

– социальная приспособленность;

5. Сенситивность

– реалистичность;

6. Нейротизм

– психовегетативная стабильность;

7. Агрессивность

– эмоциональная уравновешенность;

8. Эмоциональная лабильность

– эмоциональная стабильность;

9. Ригидность

– гибкость.

Графически диагностируемые ТАСТ свойства представлены на рис. 1, кроме свойства ригидность – гибкость.

Выше нулевой линии располагаются свойства, отражающие, в основном, проявления активности и стенический полюс эмоций: жизнерадостность, оптимистичность (гипертимность), интенсивность субъект-субъектного (социальная активность) и субъект-объектного (энергичность) взаимодействия. Сюда же относятся свойства, характеризующие стабильность эмоционального фона, эмоциональную уравновешенность, психовегетативную стабильность, практическую направленность интересов (реалистичность), социальную приспособленность. Ниже нулевой линии представлены эмоции астенической направленности: пессимистичность (гипотимность), робость в социальных взаимодействиях (робость), впечатлительность, ранимость (сенситивность), бедность субъект-субъектных (социальная пассивность) и субъект-объектных (пассивность) взаимодействий. Ниже нулевой линии находятся также свойства, отражающие повышенную возбудимость и неустойчивость эмоционального фона: вспыльчивость, раздражительность, вербальную конфликтность (агрессивность), колебания фона настроения (эмоциональная лабильность), неопределенные жалобы на соматическое неблагополучие (нейротизм). В эту дихотомию свойств не вписывался лишь один вектор, измеряемый ТАСТ – ригидность – гибкость. Полюса этого вектора трудно интерпретировать в терминах стенических – астенических проявлений. Возможно, это связано с тем обстоятельством, что параметр гибкость – ригидность является не столько свойством темперамента, сколько когнитивным стилем.

Порядок проведения тестирования

Материал и оборудование

Тестирование может проводиться как с использованием бланкового варианта методики, так и компьютерного. При обследовании бланковым вариантом методики необходимо иметь текст опросника ТАСТ, состоящий из 125 вопросов; ключи для обработки; бланк для ответов; ручку или карандаш; бланк фиксации результатов (см. Приложения №№4–5). Правила работы с компьютерным вариантом теста описаны в Руководстве пользователя компьютерной программы ТАСТ.

Процедура исследования

Процедура тестирования достаточно проста и позволяет проводить как индивидуальное, так и групповое обследование.

Перед началом тестирования для того, чтобы снизить вероятность искажения результатов, важно установить благожелательную атмосферу и создать у испытуемого мотивацию к сотрудничеству.

После этого экспериментатор предъявляет текст опросника и бланк ответов. Экспериментатор предупреждает, что никаких пометок в самом тексте опросника делать нельзя. Затем тестируемый приступает к знакомству с инструкцией, приведенной перед текстом опросника: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый ответ, который Вам придете голову. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером на бланке ответов отметьте «Да», если нет – «Нет». Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов». Экспериментатор отвечает на возникшие вопросы, и предупреждает, что исправлять ответы можно, но все исправления должны быть четко видны. Далее от испытуемого требуется при ответах на вопросы теста выбирать один из двух вариантов ответа: «Да» – «Нет». Время выполнения теста не ограничивается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Механизм становления самосознания и формирование самооценки
Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются и уничтожаются. Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формирует ...

На заседаниях, совещаниях и собраниях
Самоуверенность является важнейшим принципом бизнесмена. (Тимо Санталайнен) Существует несколько важных правил поведения во время заседаний, совещаний и собраний: Говорите "Я". Никогда не говорите о себе плохо, если об этом не просят. Просите слова в каждой дискуссии. Во время дискуссий думайте тихо. Устанавливайте други ...

Современное состояние изучения проблем психологии управления
Для иллюстрации и более наглядного представления актуальности проблемы мною рассмотрены авторефераты диссертаций по проблеме управления за последние 10 лет, находящиеся в Российской государственной библиотеке. Результаты исследования сведены в таблицы. Проведен количественный анализ – рассмотрена электронная база данных, содержащая да ...