Шкала контроля ТАСТ
включает 9 вопросов, заимствованных их шкалы искренности ЕРI Айзенка. Вопросы направлены на выявление установки испытуемого произвести на экспериментатора благоприятное впечатление и давать неискренние, социально желательные ответы. Высокие значения по этой шкале означают, что пациент отрицает отступление даже от незначительных требований
и правил, которые не соблюдаются большинством людей. При значениях по шкале контроля более 5, ответы опросника считались недостоверными.
ТАСТ в окончательном виде имеет 125 вопросов, включенных в 10 шкал, 9 из которых (помимо шкалы контроля) измеряют биполярные свойства темперамента, а именно:
1. Гипертимность
– гипо-тимность (дистимность);
2. Социальная активность
– социальная пассивность;
3. Энергичность
– пассивность;
4. Робость
– социальная приспособленность;
5. Сенситивность
– реалистичность;
6. Нейротизм
– психовегетативная стабильность;
7. Агрессивность
– эмоциональная уравновешенность;
8. Эмоциональная лабильность
– эмоциональная стабильность;
9. Ригидность
– гибкость.
Графически диагностируемые ТАСТ свойства представлены на рис. 1, кроме свойства ригидность – гибкость.
Выше нулевой линии располагаются свойства, отражающие, в основном, проявления активности и стенический полюс эмоций: жизнерадостность, оптимистичность (гипертимность), интенсивность субъект-субъектного (социальная активность) и субъект-объектного (энергичность) взаимодействия. Сюда же относятся свойства, характеризующие стабильность эмоционального фона, эмоциональную уравновешенность, психовегетативную стабильность, практическую направленность интересов (реалистичность), социальную приспособленность. Ниже нулевой линии представлены эмоции астенической направленности: пессимистичность (гипотимность), робость в социальных взаимодействиях (робость), впечатлительность, ранимость (сенситивность), бедность субъект-субъектных (социальная пассивность) и субъект-объектных (пассивность) взаимодействий. Ниже нулевой линии находятся также свойства, отражающие повышенную возбудимость и неустойчивость эмоционального фона: вспыльчивость, раздражительность, вербальную конфликтность (агрессивность), колебания фона настроения (эмоциональная лабильность), неопределенные жалобы на соматическое неблагополучие (нейротизм). В эту дихотомию свойств не вписывался лишь один вектор, измеряемый ТАСТ – ригидность – гибкость. Полюса этого вектора трудно интерпретировать в терминах стенических – астенических проявлений. Возможно, это связано с тем обстоятельством, что параметр гибкость – ригидность является не столько свойством темперамента, сколько когнитивным стилем.
Порядок проведения тестирования
Материал и оборудование
Тестирование может проводиться как с использованием бланкового варианта методики, так и компьютерного. При обследовании бланковым вариантом методики необходимо иметь текст опросника ТАСТ, состоящий из 125 вопросов; ключи для обработки; бланк для ответов; ручку или карандаш; бланк фиксации результатов (см. Приложения №№4–5). Правила работы с компьютерным вариантом теста описаны в Руководстве пользователя компьютерной программы ТАСТ.
Процедура исследования
Процедура тестирования достаточно проста и позволяет проводить как индивидуальное, так и групповое обследование.
Перед началом тестирования для того, чтобы снизить вероятность искажения результатов, важно установить благожелательную атмосферу и создать у испытуемого мотивацию к сотрудничеству.
После этого экспериментатор предъявляет текст опросника и бланк ответов. Экспериментатор предупреждает, что никаких пометок в самом тексте опросника делать нельзя. Затем тестируемый приступает к знакомству с инструкцией, приведенной перед текстом опросника: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый ответ, который Вам придете голову. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером на бланке ответов отметьте «Да», если нет – «Нет». Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов». Экспериментатор отвечает на возникшие вопросы, и предупреждает, что исправлять ответы можно, но все исправления должны быть четко видны. Далее от испытуемого требуется при ответах на вопросы теста выбирать один из двух вариантов ответа: «Да» – «Нет». Время выполнения теста не ограничивается.
Типичные ошибки семейного воспитания
На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем дов ...
Семейная обусловленность страхов
Рассмотрим существование страхов, как в полных, так и в неполных семьях.
Значительное увеличение числа страхов в неполных семьях происходит, прежде всего у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Отчасти это ...
Исследование особенностей формирования мотивации учебной деятельности
младших школьников с нарушением интеллекта. Методика изучения
мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением инт
Организованный нами психолого-педагогический эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
1. Проан ...