Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта
Страница 8

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта

Вносят оживление, снимают усталость рифмованные загадки, которые можно использовать на уроках. Так, знакомя учащихся со съедобными и ядовитыми грибами, можно привести такие загадки: «Царь грибной на толстой ножке, самый лучший из лукошка. Он головку держит смело, потому что гриб он . (белый)».

Отгадывать загадки любят в любом возрасте. Однако загадки должны быть такой сложности, чтобы большинство детей могло их отгадать. Сродни загадкам угадывание слов. Например, названия, каких цветов содержат имена людей? (роза, василёк, иван-да-марья).

Разновидностью загадки является шарада, когда слово, которое надо отгадать разбивается на части и даётся иносказательное описание. Например, если одну ноту из семи ты поставишь, к ней часть своего тела приставишь, из них название рыбы составишь (минога).

Пословицы - народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия, историческая память и опыт народа. Пословица - коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение. Она кратко, двумя — тремя словами создаёт образ. Пословицы подкрепляют речь метким замечанием, наблюдением, заключением, выявив самую суть сказанного. Одна из важнейших целей пословиц - стремление привить людям определённые оценки явлений действительности, жизни, поведения человека. Пословицы служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, доброты, чувства товарищества, дружбы, патриотизма.

А вот поговорки ничего не обобщают, никого не поучают, они иногда не называют вещи, не договаривают, но намекают. Пословицы оформлены как предложения. Они - обобщение многовекового народного опыта. А поговорки - нет. Да и по построению они являются как бы частью пословицы. Например: «Как собака на сене» - это поговорка, а «Как собака на сене: ни себе, ни людям» - пословица и т.п. Зачем же тогда нужны эти поговорки - полупредложения, которые ничего не обобщают? Их назначение как можно ярче, образнее охарактеризовать предмет, нередко с помощью сравнения украсить речь. «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка», - говорил сам народ. Поговорки очень эмоциональны, в них негодование, восхищение, презрение, порой ненависть: «Надулся как индюк», «Толст как бочка», «Тощ как хвощ», «Как сыр в масле катается», «Сказал - что рублём одарил» и т.д.

Таким образом, в обучении детей с нарушением интеллекта немаловажная роль принадлежит занимательному материалу. Он интересен для детей, эмоционально захватывает их. В ходе упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Учитель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, познавательные интересы, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость, инициативу. Решение разного рода занимательных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики, быстроты и подвижности мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Все выявленные теоретические подходы направленные на формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в СКОУ VIII вида, были реализованы нами в системе дидактических игр и презентаций направленных на формирование учебной мотивации у данной категории детей.

Во время педагогической практики в «Школа – центр дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска. на уроках по ознакомлению с предметами и явлениями окружающей действительности был использован игровой и занимательный материал. В приложении мы предлагаем подобранные нами разработки дидактических (со стимульным материалом) игр по теме: «Знакомство с окружающим миром; мир зверей, птиц, рыб»

Так же нами, совместно с учителем начальных классов был разработан урок – презентация «Дикие и домашние животные», презентация по книги Бориса Заходера «Мохнатая Азбука» (в презентации использован аудио рассказ автора), презентация «Животные в Африке», презентация «Домашние животные», а так же презентация по аудиокниги Чуковского «Краденое солнце». (См. разработки этих материалов в приложении и на CD диске). Все указанные материалы были проведены во втором классе с экспериментальной группой детей, на уроках знакомства с окружающим миром, в период педагогической практики. В контрольной группе занятия с детьми проводились в обычном формате.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений у детей
Зрительное ощущение – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное ощущение, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающе ...

Результаты проведения констатирующего эксперимента
Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков Результаты исследования занесены в таблицу 1 Таблица 1. Волевая регуляция подростка № п/п пол возраст Уровень воли 1 М 16 20 2 М 15 21 3 Ж 15 15 4 Ж 15 12 5 Ж 15 18 6 Ж 15 9 ...

Четыре правила обращения с властью
Получив власть, рожденные летать, как правило, заводят всех в тупик, из которого потом приходится постепенно выводить рожденным ползать. (Валерий Николайчук) Даже если Вы не впитали инстинкт власти с материнским молоком, не стоит расстраиваться. Мы предлагаем Вашему вниманию четыре основных правила обращения с властью, которые помогут ...