Соотнесение представлений о конфликте и его функциях в различных концепциях и типология конфликтов учения-обучения
Страница 1

Психология » Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте » Соотнесение представлений о конфликте и его функциях в различных концепциях и типология конфликтов учения-обучения

Из анализа концепций, изучающих конфликт, ясно, что можно расположить тот или иной подход в наборе поляризаций и характеристик определений, явно или имплицитно принятых концепцией.

Основные отношения к конфликту как феномену и механизму разворачиваются в следующих поляризациях: естественное – искусственное отношение, определение продуктивности – деструктивности, определение пространства или внутренней – внешней топики конфликта.*

Поляризации отношении.

1. Естественное – искусственное. Это отношение отвечает на вопрос: Можно ли использовать конфликт в качестве средства?

Одни исследования отвечают на этот вопрос отрицательно, т.е. для них конфликт – естественно возникающее явление. Люди попадают в конфликт как бы незаметно для себя, он возникает неожиданно, взаимодействие для его участников вдруг поворачивается своей конфликтной стороной. Конфликт определяется как имманентное состояние человека, не зависящее от его воли. В то же время, может признаваться его неизбежность. Отсюда вытекают профилактически или терапевтически ориентированные подходы работы с конфликтом. Как правило, признается, что это явление вредное.

Другие исследования относятся к конфликту как специально проектируемому и конструируемому средству развития. Участники при таком подходе готовятся к столкновению, выделяя цели, предмет и результат предстоящего конфликтного взаимодействия, проектируют противоречия, положенные к разрешению и само столкновение. Конфликт выступает как ожидаемый. Ресурс конфликтной формы используется сознательно для решения проблемы и развития участников.

2. Отношение к конфликту, как ведущему к какой-либо характеристике его результата. Это отношение отвечает на вопрос: полезен или вреден конфликт? Традиционно выделяют два полярных результата конфликта:

1. Продуктивный. Конфликт полагается как важное, а порой неизбежное условие продуктивности. В анализе отношения к конфликту как однозначно деструктивному феномену прослеживается смена, начиная с 40‑х гг. нашего столетия.

2. Деструктивный. Конфликт полагается как однозначно деструктивный феномен, ведущий к разрушению структур, негативным переживаниям и т.п. Отсюда возникают конфликтофобические установки.

3. Отношение к конфликтной топике. Выделяют два основных топических полюса: внешний и внутренний.

Внешний. Конфликт рассматривается как в основном внешне разворачивающийся феномен, существующий в межперсональном пространстве. Сталкиваются внешним образом представленные интересы, потребности т.д. В основном это характерно для исследований, представленных в социально-психологической традиции.

Внутренний. Конфликт рассматривается как внутренний интимный процесс, ведущий к внешним проявлениям. В основном это характерно для психоаналитических и глубинно-психологических концепций.

Характеристики определения.

1. Внутреннее устройство. Обычно в понятиях о конфликте выделяют структурные и динамические характеристики

Структура. В структуре всегда присутствуют по крайней мере три элемента: конфликтные действия, основания этих действий, позиции или роли участников.

Динамика. В конфликтной динамике сложно проследить закономерности, если относить к конфликту не только очевидно конфликтные феномены, но и механизмы, и феномены, изучаемые в данной работе. Но можно выделить три основных момента динамики, общи для всех подходов: начало конфликта, тело конфликта и окончание конфликта.

2. Функции конфликта.

Обычно под этим термином в литературе по изучению конфликта понимается отношение к характеру результата конфликта – продуктивному или деструктивному. Представляется целесообразным в контексте данного исследования говорить о функциях конфликта в смысле назначения его использования. Из анализа, приведенного выше, следует, по крайней мере, три функции конфликта: 1. Конфликт как диагностическая ситуация. 2. Конфликт как диагностический и формирующий прием. 3. Конфликт как механизм возрастного развития.

3. Содержание конфликта.

Видимо, вопрос о содержании конфликта является и самым сложным и ключевым одновременно. Единственно, в чем сходятся многие исследователи конфликта, так это в том, что содержание в конфликте организовано противоречиво, в то же время, содержимое противоречия бывает весьма различным: от примитивных и недифференцированных аффектов до высших форм мышления. С вопросом о содержании прямо связан вопрос о характеристике и содержании продукта, как конфликтного опыта. Что «втянуто в конфликт, то и может быть его продуктом.

Страницы: 1 2 3 4 5


Надежный ли вы друг?
Вечной темой бестселлеров являются продолжительные отношения между людьми. И авторы книг, кажется, каждый раз приходят к одному и тому же выводу: будучи жертвами привычки, люди живут лучше, когда они связаны друг с другом какими-то незыблемыми узами. ТЕСТ Обладаете ли вы качествами, способствующими построению крепких дружеских отношен ...

Соответствие общих целевых ориентаций требованиям предпринимательской деятельности
То, что движет поступками людей, что определяет направленность их поведения сильно различается. Для руководителя особенно важно, чтобы он четко сознавал свои ценности и цели. При отборе кандидатов предлагается оценить насколько четки его цели, согласно тесту 1 [23] Тест 1 В Приложении 1 приведены 10 утверждений. Оцените, как часто эти ...

Свойства, функции и виды стереотипов
Как таковые свойства стереотипов изучены недостаточно в работах и западных и отечественных исследователей. Однако, на наш взгляд, все же можно выделить ряд свойств, наиболее часто упоминаемых в психологической литературе. Основные свойства стереотипа: 1) Не развитый когнитивный компонент; 2) Поляризованность оценки (завышение оценки ...