Примечание: «+» помечено наличие характеристики определения или поляризации в той или иной концепции.
Культурно-историческая теория не подходит к описаниям конфликта как понятия, отсюда здесь не представлены такие элементы как структура, динамика конфликта и т.п. Одновременно с этим, она признает с одной стороны – возможность искусственного отношения к конфликту, а с другой – возможность разрешения в синтезе.
Типология конфликтов учения-обучения.
Исходя из вышеизложенного, можно представить конфликты ситуаций учения-обучения в виде типологической модели.
В анализе сложного и вместе с тем целостного процесса взаимодействия на уроке как эвристический использовался подход, предложенный Н.Г. Алексеевым для анализа процессов творческого мышления. Сам процесс взаимодействия при таком подходе может пониматься как разворачивающийся одновременно в разных, несводимых друг к другу плоскостях. Целостность взаимодействия задается не через рассмотрение его отдельных аспектов и компонентов, а как движение, детерминированное различным материалом, каждый из которых имеет свою специфику.
Организованность же взаимодействия как целого, его композиция определяется характером и позиционностью его участников, характером их самоопределения относительно материала и «внутри» материала.
Описание факторов конфликта.
1 фактор – Материалом конфликта является статус в иерархизированной системе отношений. Конфликтная ситуация появляется при интерпретации взаимодействия и / или собственных действий как угрожающих фактически установившемуся или субъективно представляемому статусу или как помеха в процессе формирования желаемого статуса. Сталкиваются действие приближения и действие удаления желаемого статуса. Конфликт разворачивается как внешний, межличностный. Одна из сторон непременно наделяется экспертной функцией, т.е. от нее зависит признание или непризнание статусного положения. Характер взаимодействия определяется как защита, доказывание или формирование статуса.
II фактор – Материалом конфликта является идентичность, принадлежность: «Я такой же как…»; «Я не хуже чем…»; «Я соответствую критериям группы». Конфликтная ситуация появляется при интерпретации внешнего отношения как отвергающего, дискриминирующего, усомневающего, дистанцирующего. Сталкиваются действия: с одной стороны – реализации-оформления идентичности, с другой – отвержение идентичности через проблематизацию идентификационного признака или критерия. Конфликт разворачивается как внешний, межличностный. Одна из сторон выступает как репрезентирующая идентификационную группу. Характер взаимодействия определяется как реализация идентификационных признаков.
III фактор – Материалом конфликта является присвоенная разрывность в некотором внешнем предметном материале. Конфликтная ситуация появляется как вопрос для себя: «Каким образом восстановить целостность предметного материала?». Здесь сталкиваются: с одной стороны – образ инерционного действия, реализующегося по образцу без учета внешней разрывности, и, как контракт – образ действия, останавливающего инерцию и имеющего своим предметом разрыв. Конфликт разворачивается как внутренний и представляет собой с содержательной стороны преодоление «сопротивления материала» за счет мобилизации, отыскания, создания ресурса, с помощью которого ликвидируется разрыв и восстанавливается целостность образа или непрерывность движения. В конфликте участвуют потенциально равные Я-инстанции, чье столкновение определяется априорной ценностью предметной компетенции.
IV фактор – Материалом конфликта является чувство самоценности. Конфликтная ситуация появляется как реакция на извне спровоцированный процесс снижения самооценки, т.е. как ответ на неудачу. В качестве контракта выступает психозащитное поведение, сопротивляющееся ухудшению самоотношения. Конфликт разворачивается как внутренний, в котором участвуют потенциально неравные Я-инстанции, т.к. одна из них, действующая на снижение, пользуется ресурсом Сверх Я, а другая, защищающаяся, ресурсом-опытом Я. Характер взаимодействия определяется возможностями Я к сохранению самооценки путем отрицания негативных характеристик, дискредитации значимости ситуации и т.п.
Тема 2. Я и Ты
Цели занятия: эмоциональное сближение детей, развитие навыков присоединения в общении. Развитие воображения. Снятие напряжения, «телесных зажимов».
1.мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей через общение;
2.ознакомить детей с понятием «коммуникативность» - общение;
качества как положительные, так и отрицательные;
4 ...
Организация и методы исследования. Этапы
экспериментальной работы
Исследование включало все основные этапы эксперимента, выделенные В.Н. Дружининым [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 78—85.].
1) Первичная постановка проблемы:
- определение темы, цели и задач;
- выбор предмета, объекта и метода исследования;
- постановка психологической гипотезы.
...
Анализ статьи
В качестве предмета исследования анализа мы выбрали статью Л.С. Куравского, С.Б. Малых, Т.Е. Кравчук и К.А. Болычёвой «Применение методов теории информации для оценки генетических и средовых влияний в близнецовых исследованиях», опубликованную в 3-ем номере журнала «Вопросы психологии» за 2006 год. Данная тема заинтересовала именно тем, ...