Соотнесение представлений о конфликте и его функциях в различных концепциях и типология конфликтов учения-обучения
Страница 4

Психология » Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте » Соотнесение представлений о конфликте и его функциях в различных концепциях и типология конфликтов учения-обучения

V фактор – Материалом конфликта является чувство ответственности. Конфликтная ситуация появляется как последствие какой-либо неуспешности, недостижения предполагаемого результата, либо как предвосхищение такого недостижения. В конфликте сталкиваются действия: направленные на реализацию ответственности и избегания санкций. Конфликт разворачивается как внутренний с участием инстанций Я, располагающих потенциально неравным ресурсом, т.к. одна инстанция, реализующая ответственность, оперирует интериоризированной социальной нормативностью, другая обращена к либидозной энергии. Характер взаимодействия определяется как выбор – отвергание достаточной санкции из имеющегося диапазона, соответствующей переживаемому чувству вины.

Для удобства можно представить модель в виде таблицы, где по горизонтали отметим факторные паттерны, а по вертикали – признаки и критерии, дифференцирующие их друг от друга.

Таким образом, модель представляет собой пять не сводимых друг к другу конфликтных факторов, объединенных по основанию общего интегративного механизма и дифференцированная внутри себя по типам материала, преобразуемого конфликтным взаимодействием.

Столкновение действий в каждом из первых двух факторов выглядит как внешний конфликт, поскольку во взаимодействии одна конфликтующая инстанция является внешней: учитель или сверстник. Рассматривая оба фактора как типы внутренних конфликтов, полагается, что любой внешний конфликт является одновременно и внутренним и переживается как таковой через интериоризацию противоположной конфликтующей инстанции и осуществляемого ею встречного действия, т.е. в обоих факторах конфликт инстанций «Я-Другой» является в то же время, конфликтом инстанций «Я-интериоризированный Другой».

Таблица 2. Пятифакторная модель конфликта

Элементы содержания факторные паттерны

материал конфликта

детерминанты конфликтной ситуации

форма взаимодействия

содержание конфликтных действий

I фактор

статус в иерархизированной системе отношений

а) угроза сложившемуся статусу; б) помеха в формировании статуса

внешняя, межличностная

а) защита статуса; б) показывание статуса

II фактор

идентичность, принадлежность

отвергание, дискриминация, усомневание, дифференциация

внешняя, межличностная

реализация идентификационных признаков или апелляция к соответствующим признакам

III фактор

разрывность во внешнем предметном материале

задача на восстановление целостности, непрерывности

внутренняя, направленная на преодоление сопротивления материала

отыскание или создание ресурса для решения задачи

IV фактор

чувство самоценности

самозащита в ситуациях неудачи, сопротивление ухудшению самооценки

внутренняя, направленная на защиту самооценки

мобилизация защитных ресурсов

V фактор

чувство ответственности

переживание недостижения как актуального или ожидаемого

внутренняя, направленная на самосанкционирование

поиск адекватной санкции

Таким образом, в первом факторе конфликт разворачивается на материале отношений с учителем, где конфликтующими инстанциями являются «Я-Учитель», и действие по типу «приближение-дистанцирование» на материале статуса ученика со стороны его «Я» сталкивается с противоположным по направленности действием учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ поведения и эмоций
Не все дети сразу приступили к работе. Это выражалось так: -20 % необходимо подумать, прежде чем приступить к работе. У этих детей образы создаются медленно. Работали дольше, чем остальные дети. 35% детей во время выполняют задания сосредоточенно, старательно. -15% - эмоции во время работы не проявляли, хотя в рисунках используют ярк ...

Измененные состояния сознания
Попытки научного осмысления необычных психических способностей и состояний сознания предпринимались с давних времен. Однако до недавнего времени состояние «нормального» бодрствования рассматривалось большинством ученых как единственное состояние, достойное изучения. Согласно классической концепции слабость активации приводит к дремоте и ...

Одаренность как вариант развития ребенка. Диагностика и организация развития одаренных детей
1. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися до ...