Соотнесение представлений о конфликте и его функциях в различных концепциях и типология конфликтов учения-обучения
Страница 4

Психология » Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте » Соотнесение представлений о конфликте и его функциях в различных концепциях и типология конфликтов учения-обучения

V фактор – Материалом конфликта является чувство ответственности. Конфликтная ситуация появляется как последствие какой-либо неуспешности, недостижения предполагаемого результата, либо как предвосхищение такого недостижения. В конфликте сталкиваются действия: направленные на реализацию ответственности и избегания санкций. Конфликт разворачивается как внутренний с участием инстанций Я, располагающих потенциально неравным ресурсом, т.к. одна инстанция, реализующая ответственность, оперирует интериоризированной социальной нормативностью, другая обращена к либидозной энергии. Характер взаимодействия определяется как выбор – отвергание достаточной санкции из имеющегося диапазона, соответствующей переживаемому чувству вины.

Для удобства можно представить модель в виде таблицы, где по горизонтали отметим факторные паттерны, а по вертикали – признаки и критерии, дифференцирующие их друг от друга.

Таким образом, модель представляет собой пять не сводимых друг к другу конфликтных факторов, объединенных по основанию общего интегративного механизма и дифференцированная внутри себя по типам материала, преобразуемого конфликтным взаимодействием.

Столкновение действий в каждом из первых двух факторов выглядит как внешний конфликт, поскольку во взаимодействии одна конфликтующая инстанция является внешней: учитель или сверстник. Рассматривая оба фактора как типы внутренних конфликтов, полагается, что любой внешний конфликт является одновременно и внутренним и переживается как таковой через интериоризацию противоположной конфликтующей инстанции и осуществляемого ею встречного действия, т.е. в обоих факторах конфликт инстанций «Я-Другой» является в то же время, конфликтом инстанций «Я-интериоризированный Другой».

Таблица 2. Пятифакторная модель конфликта

Элементы содержания факторные паттерны

материал конфликта

детерминанты конфликтной ситуации

форма взаимодействия

содержание конфликтных действий

I фактор

статус в иерархизированной системе отношений

а) угроза сложившемуся статусу; б) помеха в формировании статуса

внешняя, межличностная

а) защита статуса; б) показывание статуса

II фактор

идентичность, принадлежность

отвергание, дискриминация, усомневание, дифференциация

внешняя, межличностная

реализация идентификационных признаков или апелляция к соответствующим признакам

III фактор

разрывность во внешнем предметном материале

задача на восстановление целостности, непрерывности

внутренняя, направленная на преодоление сопротивления материала

отыскание или создание ресурса для решения задачи

IV фактор

чувство самоценности

самозащита в ситуациях неудачи, сопротивление ухудшению самооценки

внутренняя, направленная на защиту самооценки

мобилизация защитных ресурсов

V фактор

чувство ответственности

переживание недостижения как актуального или ожидаемого

внутренняя, направленная на самосанкционирование

поиск адекватной санкции

Таким образом, в первом факторе конфликт разворачивается на материале отношений с учителем, где конфликтующими инстанциями являются «Я-Учитель», и действие по типу «приближение-дистанцирование» на материале статуса ученика со стороны его «Я» сталкивается с противоположным по направленности действием учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5


Понимаете ли вы язык тела?
В следующий раз, когда вы будете смеяться над гримасами актеров-комедиантов, выступающих дуэтом, вы заметите, что перед вами разыгрываются две роли — один актер становится мишенью для торта, тогда как другой — его метателем. Как ни странно, но большинство отношений очень похожи на эту юмористическую сценку. Один партнер играет доминирую ...

Потребность в познании и понимании
Человек от природы любопытен. Ребенок начинает свое знакомство с миром тем, что лазит везде и всюду, и чем дальше что0либо запрятано, тем быстрее он до этого доберется. Это потребность в познании и понимании, Маслоу описывает ее следующим образом[14]: 1. Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у высших животных. О ...

Выводы
Итак, можно сделать такие выводы: · Игра — своеобразное отражение жизни. Игра не уводит ребенка от жизни, от действительности. Наоборот, игра — средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду. · В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. · ...