Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования
Страница 2

Психология » Личностные особенности психосоматических больных » Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования

Через 2–3 минуты опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.

Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций:

Первая и вторая – явное предпочтение (обозначаются ++);

Третья и четвёртая – предпочтение (обозначаются хх);

Пятая и шестая – безразличие к цвету (обозначаются = =);

Седьмая и восьмая – антипатия к цвету (обозначаются – -).

На основании анализа более 36 000 результатов исследования М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-ая позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-ая позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-ая позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация; 5-ая и 6-ая позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает своё состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определённой ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как не подходящий в данной ситуации;

7-ая и 8-ая позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ)

Назначение методики

Стандартизированный тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ) предназначен для диагностики акцентуаций как отдельных свойств, так и акцентуированных типов темперамента. Состав шкал теста, информативность вопросов, психометрические характеристики выверены на основе факторного анализа обширной выборки отечественных испытуемых. По результатам применения теста разработана факторная модель структуры свойств темперамента. На её основе создана новая классификация типов акцентуаций свойств темперамента, предложены уравнения регрессии для практической диагностики акцентуированных типов.

ТАСТ может найти широкое применение в контексте исследований особенностей личности и предназначен для клинических психологов, нейро-и патопсихологов, психотерапевтов, судебных психологов, специалистов в области психологии и физиологии труда, при решении вопросов профориентации, профотбора, рациональной расстановки кадров, а также для специалистов смежных областей.

Темперамент является формально-динамической характеристикой психических процессов и отражает устойчивые особенности эмоционального реагирования (возбудимость, реактивность, устойчивость) и активности (интенсивность психомоторного, интеллектуального, социального взаимодействия с реальностью). Темперамент не связан с каким-либо специфическим социально или предметно значимым содержанием ситуаций, а обобщенно характеризует индивидуальную динамику психических процессов (скорость, темп, интенсивность) в различных ситуациях.

Биопсиходинамический подход предполагает взаимоувязанное изучение как психодинамических (темперамент), так и биологических характеристик индивидуальности. Темперамент вместе с биологическими характеристиками может рассматриваться как одно из системных отображений индивидуальности, в котором связи между психологическими и биологическими свойствами образуют целостную систему свойств. Свойства темперамента оценивались опросником структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова, а глобальные черты характера и свойства темперамента – опросником акцентуаций характера Ле-онгарда-Шмишека. При изучении психосоматических расстройств у испытуемых исследовались свойства темперамента, близкие к ним глобальные черты характера в сопоставлении с нейрофизиологически-ми, вегетосоматическими, нейроэндокринными показателями. Эмоциональная сфера испытуемых дополнительно изучалась с помощью опросников ЕР1 Айзенка, личностной тревожности Тейлора, реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, фрустрационного теста Розенцвейга. Наиболее информативными для дифференциации акцентуаций свойств темперамента и глобальных свойств характера, близких к свойствам темперамента, оказались ОСТ В.М. Русалова и опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Средний школьный возраст
Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъ ...

Что же нужно, чтобы добиться успеха в руководстве организацией? Беседы с сотрудниками
Визитная карточка руководителя - умение расположить к себе. С каждым сотрудником Вы должны беседовать, как минимум, два раза в год. Идеально, если Вы смогли бы это делать примерно два раза в квартал. Это занимает гораздо меньше времени, чем Вы предполагаете. Но затраченное Вами время на беседы обязательно оправдается. Что дает беседа? ...

Жан Пиаже
Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходя ...