Третью теоретическую трактовку основ социально-психологического климата в зарубежной психологии отдается концепциям теорий групповых систем, рассмотрим теоретические положения данной трактовки.
Основная модель здесь представлена внутренней и внешней системой Д. Хоманса, основу данной теоретической конструкции составляет представления о некоторых основных элементах группового поведения, к которым относят индивидуальные действия членов группы, их эмоциональные отношения друг к другу (или чувства) и их взаимодействия в виде взаимосвязанного поведения, а также групповые нормы определяющие стандарты поведения, вырабатываемые группой (рис. 2).
![]() |
Рис. 2. Модель групповых отношений Д. Хоманса
Согласно модели Д. Хоманса, каждая группа имеет своеобразную границу, внешней к которой является окружающая среда: физическая, техническая, социальная. Отсюда возникают задачи эффективного функционирования группы во внешней среде, порождаемые требованиями последней и вызывающие к жизни, упомянутые выше элементы группового поведения. В своей совокупности они образуют внешнюю систему. Однако жизнь группы не исчерпывается только проблемами, связанными с ее внешней средой. Групповое поведение, первоначально генерируемое необходимостью решения проблем внешней среды, порождает новый тип поведения, непосредственно внешней средой не побуждаемый и ориентированный на собственные проблемы группы. Лежащие в его основе элементы (индивидуальные действия, взаимодействия, чувства) составляют внутреннюю систему. Таким образом, обе «системы» имеют одинаковое поэлементное содержание, но различаются функционально. При этом подчеркивается тесная их взаимосвязь и почти полная невозможность операционального разделения [28, с. 210].
Следующее направление в изучении основ социально-психологического климата в зарубежной психологии представлено социометрическими исследованиями внутригрупповых отношений.
Основы данной теоретической концепции восходят к исследованиям межличностных отношений в малых группах Якоба Леви Морено. Основной идеей являлось, что в обществе можно выделить две структуры отношений:
- макроструктуру, которая для Морено, означала «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности;
- и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми.
Согласно Морено основной задачей данной концепции являлось измерение неких простейших элементов человеческого чувства, эмоциональных потоков – названных им как «теле», направленных от человека к человеку, призванных регулировать уровень групповой сплоченности в макро и микроструктурах. «Теле» также проявляется как проявление индивидами гибкости в межличностных связях и побуждает индивидов создавать позитивные или негативные отношения, чем и объясняется распределение симпатий и антипатий в группе. Основными показателями стремление группы к сохранению целостности отношений в макро и микроструктурах является социально-психологический климат, который характеризуются такими составляющими как совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость и ответственность. При этом измеряемая данной концепцией групповая сплоченность или единство группы – это один из объединяющих группу процессов, подразумевающих определенную степень психологической общности, единство членов группы, тесноту и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия. Явление сплоченности определяется двумя основными факторами: уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью эмоциональной привлекательности группы для ее членов [17, с. 48].
Задание №2
В результате исследования понимания прочитанного у учащихся 7-х,
8-х и 9-х классов были получены следующие распределения тестовых оценок:
Интервал
оценок Х
i
7 класс (
N
=29)
8 класс (
N
=37)
9 класс (
N
=36)
fi
fi
fi
200-219
—
—
3
180-199
1
4
5
160-179
3
3
7
14 ...
Арттерапия в коррекции эмоциональных проблем дошкольников и младших
школьников
Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи [13].
В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррек ...
Криминальная психология: причины преступности, психология личности
преступника
Криминальная психология
изучает психические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника и преступной группы, а также психологические пути воздействия на них. ...









