Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат
Страница 5

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат

Третью теоретическую трактовку основ социально-психологического климата в зарубежной психологии отдается концепциям теорий групповых систем, рассмотрим теоретические положения данной трактовки.

Основная модель здесь представлена внутренней и внешней системой Д. Хоманса, основу данной теоретической конструкции составляет представления о некоторых основных элементах группового поведения, к которым относят индивидуальные действия членов группы, их эмоциональные отношения друг к другу (или чувства) и их взаимодействия в виде взаимосвязанного поведения, а также групповые нормы определяющие стандарты поведения, вырабатываемые группой (рис. 2).

Рис. 2. Модель групповых отношений Д. Хоманса

Согласно модели Д. Хоманса, каждая группа имеет своеобразную границу, внешней к которой является окружающая среда: физическая, техническая, социальная. Отсюда возникают задачи эффективного функционирования группы во внешней среде, порождаемые требованиями последней и вызывающие к жизни, упомянутые выше элементы группового поведения. В своей совокупности они образуют внешнюю систему. Однако жизнь группы не исчерпывается только проблемами, связанными с ее внешней средой. Групповое поведение, первоначально генерируемое необходимостью решения проблем внешней среды, порождает новый тип поведения, непосредственно внешней средой не побуждаемый и ориентированный на собственные проблемы группы. Лежащие в его основе элементы (индивидуальные действия, взаимодействия, чувства) составляют внутреннюю систему. Таким образом, обе «системы» имеют одинаковое поэлементное содержание, но различаются функционально. При этом подчеркивается тесная их взаимосвязь и почти полная невозможность операционального разделения [28, с. 210].

Следующее направление в изучении основ социально-психологического климата в зарубежной психологии представлено социометрическими исследованиями внутригрупповых отношений.

Основы данной теоретической концепции восходят к исследованиям межличностных отношений в малых группах Якоба Леви Морено. Основной идеей являлось, что в обществе можно выделить две структуры отношений:

- макроструктуру, которая для Морено, означала «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности;

- и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми.

Согласно Морено основной задачей данной концепции являлось измерение неких простейших элементов человеческого чувства, эмоциональных потоков – названных им как «теле», направленных от человека к человеку, призванных регулировать уровень групповой сплоченности в макро и микроструктурах. «Теле» также проявляется как проявление индивидами гибкости в межличностных связях и побуждает индивидов создавать позитивные или негативные отношения, чем и объясняется распределение симпатий и антипатий в группе. Основными показателями стремление группы к сохранению целостности отношений в макро и микроструктурах является социально-психологический климат, который характеризуются такими составляющими как совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость и ответственность. При этом измеряемая данной концепцией групповая сплоченность или единство группы – это один из объединяющих группу процессов, подразумевающих определенную степень психологической общности, единство членов группы, тесноту и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия. Явление сплоченности определяется двумя основными факторами: уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью эмоциональной привлекательности группы для ее членов [17, с. 48].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Особенности дошкольного возраста и роль сказки в формировании личности дошкольника. Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Известно, что дошкольное детство определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий м ...

Женщины и энергопоглотители
Неудача происходит чаще от недостатка энергии, чем от недостатка капитала. (А. Уэбстер) Работа руководителя очень трудное и ответственное занятие. Иногда бывает, что женщина-руководитель в конце рабочего дня еле плетется домой. Никакого времени, желания и сил у нее не остается на личную жизнь. Вот почему должность руководителя не привл ...

Шкала оценки потребности в достижении и мотивации одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу
Уровень потребность в достижении и мотивации одобрения был измерен с помощью двух шкальных методик. Первая шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – "да" или "нет". Вторая шкала состоит из 19 суждений, на которые также возможно два вышеуказанных варианта ответов. Для сравнения дв ...